Главные новости Харабали
Харабали
Июль
2020
1
2 3
4
5
6 7 8 9 10 11
12
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
24
25
26
27 28 29 30 31

По дороге жизни Джумагали Агаев идет прямо

0

Он не желает второго шанса

Есть такие люди, которые идут по дороге жизни прямо. Которые гордятся совершенными делами и никогда не используют фразу: «Был бы в жизни второй шанс…» Потому что они свой шанс считают достойным.

Молодой юбиляр

В редакцию позвонили родственники Джумагали Сарсеновича Агаева и попросили рассказать на страницах газеты историю его жизни, благо 1 июля будет праздноваться (разговор велся в июне) 90-летие главы семейства. «А писать есть о чем», — уверяли меня по телефону.

В село Хошеутово Харабалинского района приехала за час до назначенного времени. К нужному мне дому подъехала машина, из которой вышли женщины и направились к калитке. Вскоре услышала слова приветствия и поздравлений. Ну, думаю, и мне уже можно войти.

На пороге добротного красивого дома стоял приятной наружности стройный мужчина лет примерно 65, который встречал гостей. «Сын юбиляра, наверное», — решила я. И тут вдруг кто-то обратился к нему: «Добрый день, Джумагали Сарсенович!» Так это и есть юбиляр?! Дедушка шестерых внуков и прадедушка девятерых правнуков?

Пока я приходила в себя от удивления, официальные гости —

председатель местного Совета ветеранов Лидия Джукашева, глава Хошеутовского сельсовета Ахон Умбетов и ведущий специалист администрации Елена Кухаренко — поздравили юбиляра и вручили благодарственное письмо. Посетовали, что пандемия не позволила сделать торжество масштабным, так как Джумагали Сарсеновича знают не только в селе, но и за его пределами. Да и в других краях нашей необъятной страны он, несомненно, оставил добрый след.

Борозда спасения

Родился он в 1930 году в селе Ахтубинка у Сарсена и Рсханым Агаевых — первый сын после двух дочерей. Когда грянула Великая Отечественная война, глава семьи сразу ушел на фронт и героически погиб под Сталинградом в 1942-м. А потом так получилось, что три года спустя 15-летний Джумагали был призван на работы по разборке руин в городе-герое. Возможно, на том самом месте, где сложил голову, но так и не подпустил врага к Волге Сарсен Агаев.

Впрочем, паренек и сам успел ощутить на себе, что такое война. Дело было в 1942 году возле харабалинской станции Сероглазово, что между селами Вольное и Хошеутово.

«Неподалеку от железной дороги мы, дети 10-12 лет, собирали колоски, оставшиеся после уборки проса, — вспоминал Джумагали Сарсенович. — А тут подходил длинный состав. И мы видим, как кто-то из паровоза машет нам и кричит: «Уходите, бегите!» Мы сперва ничего не поняли, а оказалось, машинист таким образом пытался нас уберечь, потому что к станции уже подлетали фашистские самолеты. Они заходили на состав несколько раз. Тяжелые покореженные рельсы взлетали вокруг, точно пружины. Дружки мои успели далеко в ильмень убежать, а я в поле залег. Ну а какое убежище от пропаханной плугом борозды глубиной в 20 сантиметров? Однако на роду, наверное, написано было не погибнуть. Вот и выжил».

Мозолистые руки

Затем Джумагали вместе с другими сельскими подростками пошел учиться рабочей профессии в ФЗО — школу фабрично-заводского обучения, или фабзауч.

«Образование мое первоначальное — 7 классов, — говорит Джумагали Агаев. — В поршнях гранит науки грызли. Было тяжело, но государство знало, что нужно молодому поколению, большинство из которого оказались сиротами. Кормили нас и обучали рабочим профессиям».

Потом ребята применяли полученные навыки на практике. Хотя бы на восстановление того же Сталинграда. Два года там работали. Из орудий труда — лом, кирка, лопата, в лучшем случае давали в помощь одну лошадиную силу. Поначалу руки в кровавых мозолях были, но быстро прошло — огрубели.

«Потом меня отправили в Ворошиловградскую область, на шахту № 14 поселка Ташковка, — продолжил вспоминать Джумагали Сарсенович. — На глубине 250 метров приходилось работать. Страшно, конечно, было, но не страшнее той памятной бомбежки. Да и в молодости ведь о плохом долго не думаешь».

Вернувшись домой в 1950 году, Джумагали Агаев окончил курсы трактористов и успел поработать в селе Вольное на железном коне. Пахал, сеял, косил. Как сейчас говорят, был механизатором широкого профиля. И это все в возрасте, который принято называть «до армии».

Везде был честен

Армейскую службу в разговоре Джумагали Сарсенович назвал ласково «малиной». Хотя три года в сапогах нельзя назвать сладкими: выкладывались, по признанию юбиляра, по полной каждый день.

Служба проходила в Азербайджане, но там встретил земляка — офицера Владимира Гузенко. А через несколько лет, уже на гражданке, Эдуард — старший сын Джумагали Сарсеновича — ходил в школу вместе сыном Гузенко — Константином. Тем самым, которого астраханцам представлять не надо, — бессменного ведущего самых массовых и значительных торжеств и культурно-массовых мероприятий в Астраханской области.

В армии молодой солдат дважды в неделю посещал занятия в партшколе. Для кого-то это было так, для галочки. Для Джумагали — по настрою души. Искренне верил парень, что можно построить светлое будущее. И когда он стал старшим сержантом, его артиллерийское подразделение без раздумья избрало Джумагали секретарем комсомольской организация. А кто более, чем он, был этого достоин?

По возвращении домой Джумагали Агаев закончил не только сельскохозяйственную школу, но и партийную. И в 29 лет стал заместителем председателя колхоза «Заря коммунизма». Его направляли, как говорили, на ответственные участки. А по сути, в отстающие по показателям производственные звенья. И молодой инициативный коммунист делал их передовыми. «Трудился везде честно, с полной отдачей, — отметил юбиляр. — На овощах, заготовке кормов, рисе. Кстати, когда на рис перебросили, то сразу поставили начальником участка площадью 2 000 га. И здесь практически до пенсионного возраста работал».

Как работал Агаев, свидетельствует награда с ВДНХ — на медали выбита адресная надпись: «За высокие урожаи риса». Конечно, в архиве юбиляра есть и множество других наград, но ценит он больше всего эту. А также ту, которую на днях прислали от ЦК КПРФ в честь 75-летия Великой Победы. Потому что Джумагали Сарсенович своим 37-летним партийным стажем гордится, не смущаясь нынешних разговоров, что, мол, сейчас заявлять о принадлежности к компартии не в тренде. Когда подошел год выхода на заслуженный отдых, Джумагали, конечно, остался работать. Еще десять лет отдал тому же рису в качестве заведующего складом. А привычка что-то выращивать не пропала до сих пор. Двор ухоженный, помидоры, виноградник и иная культурная растительность глаз радуют.

Задача — стать прапрадедом!

Безусловно, гордость и радость юбиляру доставляет и его семья. Со своей супругой Курьят, с которой познакомился во время учебы в сельхозшколе, прожили многие счастливые годы. К сожалению, Курьят Аюповна ушла в мир иной, и теперь Джумагали Сарсенович видит смысл продолжать жизнь в детях.

Те тоже со всей душой заботятся об отце — сын Эдуард, дочери Нурсулима и Марина. Еще двое — сын Джакслык и племянник Мурат, которого Агаев-старший считает сыном, живут в Казахстане, но также навещают родительский дом.

И все сегодня от чистого сердца желают Джумагали Сарсеновичу стать прапрадедом. Ну и что, что старшему правнуку пока что 13 лет? Разве сегодняшнему юбиляру не по силам преодолеть 100-летний рубеж, а там и другие юбилейные даты? Такие, как Джумагали Сарсенович Агаев, не уступают судьбе, а, напротив, готовы ей диктовать ритм движения. Ведь еще не все в этой жизни сделано и опробовано.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Астраханской области

Новости спорта


Новости тенниса
WTA

Соболенко уступила Свентек в финале турнира WTA-1000 в Мадриде






Астрахань. Итоги февраля-2024. Кормление собак во время фекальных разливов уходит в историю

В Астрахани больше нет бешенства

Суббота, 6-е: что рыбаков ждет послезавтра в Астраханской области – после вступления запрета на воблу

Жара за 30 придет в Астрахань завтра