Саратовский порт: тяжба за аренду
Суть дела
Как объясняет директор АО «Саратовское речное транспортное предприятие» Игорь Зубатов, порт вместе с Росимуществом третий год судится c прокуратурой по поводу договоров аренды. Предмет спора — ГТС в Саратовской области: пристань в селе Ахмат, набережная в поселке Ровное (60 м), грузовой (96 м) и пассажирский (104 м) участки набережной в городе Хвалынске, причал для приема сточных вод (28 м) и причальная стенка грузового порта (805 м) в городе Саратове, мкр. Юриш.
«Прокуратура заявляет, что мы не имеем преференций и нарушили антимонопольное законодательство. Росморречфлот дал необходимые разъяснения. Однако последние суды ставят под сомнение заключение Росморречфлота. 22 августа — очередное заседание в Приволжском суде в Казани, надеемся на поддержку ведомства. На данный момент сроки договоров закончились. Мы дали заявку на заключение новых. Но в продлении договоров нам отказали в связи с тем, что у нас нет неразрывности. Несмотря на заключения Росморречфлота. Месяц назад мы сделали документы уже по новому регламенту, опять подали заявку на новое заключение по неразрывности. Вопрос остается открытым. Дело серьезное. Если все отыграют и скажут «незаконно», может всех коснуться, у кого есть заключение, но не по новому регламенту», — говорит Зубатов.
По его словам, ситуацию осложняет то, что Росимущество, хотя и является соответчиком, занимает пропрокурорскую позицию, а Росморречфлот, представив нужные заключения, не проявляет того упорства в их защите, которого ожидают портовики.
Тройное дно
У ситуации несколько разных аспектов. Формально суть проблемы — юридическая, она заключается в том, что в договоре, составленном Росимуществом, возможны разночтения в отношении процедур оформления договоров аренды и потенциально спорные понятия, такие как преимущественное право и неразрывность связи объектов портового хозяйства. Во всяком случае прокуратура может пытаться их оспорить, по ходу дела подвергнув сомнению ряд сопутствующих моментов.
В то же время юридической запутанности соответствуют запутанные местные обстоятельства, связанные с приватизацией, местным рынком и местным сообществом. Три года назад АО «Саратовское речное транспортное предприятие» по инициативе прокуратуры лишилось права на пассажирскую часть порта на набережной Космонавтов в Саратове. В некоторых саратовских СМИ нынешнее дело рассматривают как часть конфликта между акционерами при участии прокуратуры. Есть иное мнение, что за давлением прокуратуры на порт не стоит ни рейдерских, ни иных экономических интересов, а причины скорее психологические, касающиеся отношений отдельных акционеров порта и сотрудников прокуратуры, которые якобы строят общение с оппонентами, используя доступные средства.
Также есть предположение, что спорные объекты государство намерено продать и избавиться от обязанности содержать устаревшие активы. Во всяком случае директор АО «Саратовское речное транспортное предприятие» Игорь Зубатов, рассуждая на одной из конференций о возможности покупки, сказал, что, по его мнению, причальные стенки, находясь в государственной казне, «естественно, не амортизировались», а решение о выкупе гидротехнических сооружений после шестидесяти с лишним лет эксплуатации несет для предприятия большие финансовые риски, связанные с возможным капитальным ремонтом. В ответ на запрос ИАА «ПортНьюс» региональное управление Росимущества отказалось от комментариев и посоветовало обратиться в прокуратуру.
Процесс
В 2022 году к предприятию было подано несколько исков от первого заместителя прокурора Саратовской области в интересах РФ: о признании недействительными договоров аренды № 144-2699 от 27.052019, № 144-2700 от 27.05.2019, № 144-2701 от 27.05.2019, заключенных между территориальным управлением Росимущества в Саратовской области и АО «Саратовское речное транспортное предприятие», договора аренды № 144-2702 от 27.05.2019, заключенного между Росимуществом и ООО «Пристань Хвалынск» (дочернее предприятие), а также договора купли-продажи федерального имущества № 03/2021 от 07.05.2021.
По мнению прокуратуры, поскольку названные договоры заключены без проведения конкурса, это нарушает закон о защите конкуренции. Решениями арбитражного суда Саратовской области и 12-го Арбитражного апелляционного суда (арбитражные дела А57-5021/2022, А57-5333/2022, А57-5340/2022, А57-5944/2022) иски прокуратуры были удовлетворены, договоры аренды признаны недействительными, а предприятию предписано освободить объекты. По всем вышеуказанным делам портом поданы апелляционные и кассационные жалобы, назначены судебные слушания, которые длятся до сих пор.
Позиция АО «Саратовское речное транспортное предприятие» следующая. Во-первых, порт имеет приоритетное право на аренду причалов, поскольку они находятся в неразрывной связи с объектами порта. Соответствующее заключение о неразрывной связи выдано Росморречфлотом. Во-вторых, у Росимущества имелась обязанность заключить эти спорные договоры аренды, а следовательно, это не нарушало прав третьих лиц. И, в-третьих, все договоры составлены по форме Росимущества, в соответствии с типовыми требованиями ведомства, а иных условий собственником предложено не было.
Как объясняют юристы предприятия, все спорные договоры аренды причальных стенок заключались на основании преимущественного права: «В соответствии с законом «О защите конкуренции» (ч. 9 и ч. 10 ст. 17.1) и с разъяснениями Высшего арбитражного суда (ВАС РФ) от 17.11.2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды», заключение оспариваемых договоров аренды причальных стенок для территориального управления Росимущества было обязательно. То же подтверждают определения судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 21.06.2022 № 301-ЭС22-1793 и от 18.10.2022 № 305-ЭС22-10237, а также — постановления арбитражного суда Поволжского округа от 13.12.2022 года по настоящему делу».Также в предприятии считают необоснованным довод прокуратуры о признании договора незаконным из-за того, что он распространял свое действие на срок до его заключения.
«Отношения по возобновлению прежних договоров аренды после окончания их срока действия и до подписания соглашений об их расторжении полностью соответствуют закону, а порт и после подписания соглашений о расторжении прежних договоров аренды вправе был продолжать пользоваться спорным имуществом», — считают портовики.
Размер арендной платы — также предмет спора. Прокуратура утверждает, что она неверна, поскольку ее размер был установлен по истечении шестимесячного срока действия отчета независимого оценщика, а размер платы в договоре аренды причальных стенок от 2019 года был определен без привлечения независимого оценщика. В ответ на это предприятие приводит следующие аргументы: «Во-первых, согласно документу «О позиции Минэкономразвития и ФАС по вопросу определения размера арендной платы» (14.08.2014), а также письму ВАС РФ (№ 92, 30.05.2005), не привлечение независимого оценщика не является основанием для признания сделки недействительной. Во-вторых, исходя из постановления пленума ВАС РФ № 73 (17.10.2011), при заключении договора аренды на новый срок суд устанавливает условие об арендной плате на основании данных, определенных оценщиком на момент истечения срока предыдущего договора. Кроме того, по всем оспариваемым договорам размер арендной платы определялся на дату позднее прекращения прежних договоров. То есть она была выше предыдущего значения».
Роль Росимущества
По мнению руководства порта, одна из причин затянувшейся тяжбы — отстраненная позиция Росимущества, при этом отмечается, что все спорные договоры были заключены по основаниям, которые определяло само ведомство, включая правовые основания для заключения договоров, размер арендной платы, сроки и даты прекращения прежних договоров и заключения новых.
«На неоднократные обращения в генеральную прокуратуру и Росимущество мы получаем отписки и ссылки на идущие суды. Отстраненность территориального управления Росимущества и его руководителя сделала возможным оспаривание договоров аренды причальных стенок, хотя любые вопросы могли быть устранены в порядке внесения корректив в договоры», — считают в компании.
Позиция Росморречфлота
Росморречфлот по умолчанию выступает в интересах порта, который обеспечивает развитие отрасли. 16 декабря 2016 года ведомство выдало заключения о неразрывной связи смежных объектов инфраструктуры порта и причальных стенок, а 20 июня 2022 года письмом № КА-29/7755 подтвердило, что все ранее выданные заключения о неразрывной связи объектов порта не имеют срока действия и их актуализация не требуется. В суде представители ведомства отметили, что Росморречфлот как раз и является уполномоченным органом на выдачу заключений о наличии неразрывной связи объектов порта и что выданные ранее заключения соответствуют всем необходимым критериям. Однако, как отмечают представители предприятия, суд оставил эти заявления без внимания.
«Мы ожидаем от Росморречфлота активного отстаивания позиции по законности выданных заключений о неразрывности, в противном случае это создаст негативный прецедент, и ситуация, с которой столкнулся Саратовский порт, может произойти и с другими организациями, которым выданы аналогичные заключения», — заключает руководство порта.
Источник в Росморречфлоте на это сообщил, что ведомство понимает беспокойство портовиков и, безусловно, выступает на стороне одного из ведущих предприятий речной отрасли, однако на данный момент сделано достаточно заключений и заявлений, а более активное участие ведомства в региональной тяжбе выходит за рамки его работы.
В теории эта ситуация касается множества предприятий, арендующих причалы у государства, напрягая и без того сложную экономическую обстановку на внутренних водных путях (ВВП). Речная портовая отрасль — без всяких внешних факторов — который год испытывает широкий комплекс проблем (финансовых, инфраструктурных, логистических, технических, кадровых). Из-за изменений на внутреннем рынке и переориентации грузопотоков на другие виды транспорта грузооборот портов на ВВП сокращается, в первом полугодии падение составило 18% — до около 34,7 млн тонн. Причем входящий в число крупнейших речных портов РФ порт Саратов является одним из самых успешных. Порт один из немногих в этом году показывает положительную динамику, а его работа имеет существенное значение для региональной экономики.
Грузооборот портового подразделения АО «Саратовское речное транспортное предприятие» за первое полугодие 2024 года, по данным «Морцентр-ТЭК», вырос на 23% — до более 1 млн тонн, из них более 0,7 млн тонн — песок.
В 2023 году грузооборот порта, по отчетам предприятия, вырос почти на 13% — до около 2,5 млн тонн. Для сравнения: в 2021 году — более 3 млн тонн, в 2020 году — около 2,3 млн тонн. Основные грузы — нерудные строительные материалы из карьеров Самарской области потребителям в Татарстане и сырьевые материалы (гипсовый камень) из Камского Устья (Татарстан) на цементные заводы в Вольске. Основной вид груза — песок. В прошлом году его количество составило более 1,6 млн тонн, на кооперативные работы пришлось более 0,5 млн тонн, гипс составил около 150 тыс. тонн, щебень — около 90 тыс. тонн, отсев — около 40 тыс. тонн, шлам — более 31 тыс. тонн и пр.
Перевозка грузов флотом предприятия в первом полугодии 2024 года составила 363 тыс. тонн. В 2023 году отмечен рост на 2% — до более 913 тыс. тонн (из них песок — 905 тыс. тонн), в 2021 году было около 1,3 млн тонн, в 2020 году — около 970 тыс. тонн.
Техническое оснащение портового подразделения «Саратовского речного транспортного предприятия» позволяет обрабатывать до 10 млн тонн грузов в год, в основном навалочных. У предприятия имеется лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам.
Грузовой район состоит из пяти благоустроенных механизированных причалов, оборудован портальными кранами (16 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 100 тонн), имеет открытый склад площадью 18 тыс. кв. м, крытый склад площадью 7,5 тыс. кв. м и парк малой механизации, состоящий из бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков.
В состав флота «Саратовского речного транспортного предприятия» входят 11 буксиров, 15 сухогрузных барж суммарной грузоподъемностью 35 тыс. тонн (прежде всего это суда проекта Р-85 грузоподъемностью 2,5 тыс. тонн), 8 единиц технического несамоходного флота (плавучие краны, гидроперегружатели, земснаряд), разъездной катер и другие суда.