Новый мир не спешит за «Витрину»: как телеком пытается достучаться до медиарынка
Фактически монопольная система доставки телесигнала ивместе с ним контента, за счет которой телевидение приобрело свой размах имасштабы, умерла. Данную фразу мог бы произнести представитель любой крупнойтелеком-компании, чья спутниковая тарелка или приставка установлена усреднестатистического жителя России (TelecomDailyоценивает уровень проникновения сервисов платного ТВ почтив 80%). Однако прозвучала она на форуме CSTB из уст главы телекомпании НТВАлексея Земского.
Дискуссия, в которой участвовал медиаменеджер, былапосвящена новым реалиям рынка. Если в первой части собравшиеся обсуждалинеобходимость созданияединого измерителя в интернете, то во второй частизатронули больную тему с распространением онлайн-эфира через плеер «ВитринаТВ».
Информационное равенство и братство
Конфликт начал тлеть летом, когда с сервиса «ОнлайнТВ» пропали каналы ВГТРК и «Национальной Медиа Группы»: «Россия1», СТС, «Домашний», РЕН ТВ, «Пятый канал», «Че», «СТС Love» и «Известия».
«Триколор» удалил их по требованию правообладателей, не согласившись перейти насторонний софт. Уже тогда компания предупреждала, что вскоре в аналогичнойситуации окажутся и другие операторы платного ТВ.
Уверенность медиахолдингам придавалзаконопроект о формировании единой системы легальногораспространения обязательных телеканалов в интернете. Депутаты Леонид Левин иСергей Боярский предложили наделить Роскомнадзор правом определятьуполномоченную организацию, которая будет выступать источником доступа клегальному стриминговому вещанию общедоступных каналов. В ноябре он был принятв первом чтении.
Когда законопроект рассматривался на Охотном ряду,Левин напомнил коллегам о гарантированном государством «минимумекачественного современного медийного содержания», а также рассказал страшныйслучай с незаконной врезкой рекламы противозачаточных средств в детскуюпередачу.
В свою очередь, Боярский попросил Госдумуконцептуально поддержать инициативу, взамен пообещав доработать спорные моментыко второму чтению. Одним из принципиальных моментов стал отказ от монополии —парламентарии прислушались к мнению ФАС и согласились прописать в законопроектеправо на существование нескольких уполномоченных организаций. На замену«гуляй-полю» (по выражению депутата Евгения Ревенко) с пиратами народныеизбранники приготовили «единую, надежную, понятную всем систему»трансляции.
А если не будут брать — отключим газ
На Национальном рекламном форуме правообладателинаконец публично обозначили свою позицию. Гендиректор НМГ Ольга Паскина, чьевыступление было посвящено развенчанию мифов медиарынка, заявила, что «ВитринаТВ» позволила им «из мрака и темноты» наконец увидеть свою аудиторию. При этом,по ее словам, «большая тройка» и ряд операторов сопротивляются установкеплеера, желая и дальше паразитировать на чужом контенте. «Осталось написатьписьмо разве что Деду Морозу», — прокомментировала она попытки телекомадостучаться до высших инстанций.
Некоторую обреченность осознавали сами противникирегулирования. «Мы ведем активную и, очевидно, бесполезную борьбу с новымзаконопроектом, который превратит 20 обязательных каналов в такое же количествозапрещенных», — говорил на бизнес-форуме ПКВС-Day вице-президент Ассоциациикабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин. Среди возможных негативныхпоследствий, к которым может привести необязательное и даже вредноерегулирование, эксперт называет разрушение информационного пространства встране.
«АКТР против законопроекта по многим причинам, средикоторых — ненужность этого закона, поскольку и без него вещатели, какправообладатели, могут определить свои условия использования телеканалов. Приэтом если закона нет, то возможно достижение договоренностей на основепереговоров. Мы по-прежнему считаем, что заключение договора с условиемиспользования чужого плеера может нанести большой урон бизнесу оператора», —пояснил AdIndex свою позицию Силин.
В декабре медиахолдинги пошли в наступление.
Крупнейшим операторампредъявили ультиматум: до 25 декабря отключитьинтерактивные сервисы («пауза», «перемотка», «отложенный просмотр» и другиефункции управления эфиром), а с 1 февраля транслировать каналы на своихIPTV-сервисах только через «Витрину ТВ».
Выбранное время — накануне продолжительных новогоднихканикул, когда зрители традиционно проводят много времени у телевизора —вице-президент по развитию медиабизнеса МТС Игорь Мишин считает весьмахарактерным: «Это было сделано 26 декабря, за четыре дня до нового года.
Определенный стиль поведения на рынке. Ладно с отношениями между телекомом ивещателями. В конце концов, это было некорректно по отношению к зрителю».
Топ-менеджер подчеркнул, что в итоге пострадалпотребитель, который лишился привычных сервисов. Загвоздка лишь в том, что своенедовольство он спроецировал не на правообладателя, а на провайдера. У крупныхигроков вроде «Триколора» доля аудитории, которая пользовалась интерактивнымивозможностями, достигала 25%.
Партия медиаконсерваторов
Между тем телеком доносит телевизионный сигнал доогромной части населения, и считаться с ним нужно. Посыл, адресованныйпредставителям Минкомсвязи и крупным телехолдингам, на CSTB был сформулировандовольно четко.
Телеком считает «Витрину ТВ» заметным шагом назад длярынка, который предпринимает первые попытки слезть с «рекламной иглы» и ищетиные источники заработка. И здесь классическому телевидению приходится сложнее,поскольку у российской аудитории ТНТ или СТС не воспринимаются как бренды, зауслуги которых нужно платить, — ведь они включены в состав общедоступныхмультиплексов. На этом фоне, уверен г-н Мишин, отрасли гораздо разумнееподдерживать процессы, которые способствуют появлению новых моделеймонетизации, нежели поощрять консервативные движения.
Участники CSTB предложили задуматься о самойпостановке вопроса относительно «Витрины ТВ». Одно дело, если крупныемедиахолдинги хотели бы получить свою долю в новых источниках доходов. Вреальности же они хотят контролировать складывающуюся систему финансовыхвзаимоотношений. По мнению г-на Мишина, в патовой ситуации, когда игроки немогут договориться между собой, регулятор и должен выступить в своей исконнойроли.
Если сейчас не задуматься о будущих системах доставкии не начать договариваться с телекомом, то у того, что мы называемтелевидением, незавидное будущее, предупредил Алексей Земский. В егопредставлении выходом может стать объединение всех причастных к телевидению —производителей, агрегаторов, поставщиков — с тем чтобы попробовать «если немонополизировать, то по крайней мере контролировать систему доставки».
Однако в Минкомсвязи, где подчеркивают, что неявляются инициатором данного законопроекта, вмешиваться не спешат. «На нашвзгляд, конфликт до конца не проявился, поэтому вы немного еще подеритесь», —напутствовал оппонентов замминистра Алексей Волин.
Лед тронулся
Интрига — все ли операторы согласятся работать с«Витриной ТВ» и что будет с «отказниками» — разрешилась довольно неожиданнымобразом. Стороны договорились о продлении сроков перехода на новые правилараспространения ОТТ-версий каналов первого и второго мультиплекса до 31 марта.
Факт отсрочки и продолжения переговоров подтвердили в «МегаФоне» и«Ростелекоме». Срок по договоренности сторон перенесен, чтобы провеститехническое тестирование и обеспечить корректное взаимодействие, сообщилиAdIndex в компании «Ростелеком». «Мы тестируем интеграцию с «Витриной ТВ». Вцелом наша позиция не поменялась: мы считаем, что контент долженпредоставляться единообразно вне зависимости от того, как пользователь смотриттелевидение — в интернете или через эфирное вещание», — резюмировали впресс-службе «МегаФона».
В Комитете Госдумы по информационной политике не ответили назапрос AdIndex о дальнейшей судьбе законопроекта и обоснованности переводарынка на «Витрину ТВ».