Для чего в 1968 году начали переселять половину Сибири, всё остановил звонок из Москвы: находка геологов, изменившая судьбу целого региона
Едет по границе ядерного полигона в Неваде вождь апачей. Вдруг у него ломается машина, эвакуатор заломил круглую сумму, а денег нет. Он собирает листья, набирает дым под одеяло и выпускает его клубом вверх, что означает:
- Воины апачей, пришлите мне 1000 долларов!
Те увидели сообщение, тоже разожгли костёр из листьев и передают ему дымом сообщение:
- Зачем тебе столько денег вождь?
В это время на полигоне вспухает гриб ядерного взрыва. И тут же от
соплеменников поступает ответ:
- Не сердись! Неужели спросить нельзя?
А вообще, вы не ослышались:
не хотели,
не планировали,
не решали
А НАЧАЛИ!
То есть реально, из сибирских посёлков, деревень, железнодорожных станций началось переселение людей, готовились автобусы, собирались составы для переезда. Так почему же было принято решение о таких огромных затратах, миллиардных потерях для народного хозяйства, связанных с вывозом людей из довольно оживлённого региона?
Ответ очень прост, причиной внезапно начавшегося и также внезапно закончившегося, как сейчас говорят, движа была долгожданная и в то же время совершенно неожиданная находка советских геологов.
Всё началось с догадки!
В середине ХХ века в СССР работал один очень талантливый геолог, Юрий Билибин. Мужик был вот прям настоящий ̶п̶о̶л̶к̶о̶в̶н̶и̶к̶ геолог.
Не только сидел в кабинетах, но и мотался по всей стране, вёл экспедиции, открыл кучу всего. Основным районом его поисков была Средняя Азия, ну, то есть там, где Учкудук, верблюды, три колодца и прочие Алладины. Однажды, сидя за картой нашей необъятной, он обратил внимание, что один из хребтов Сибири 1-в-1 похож на такой же хребет в Африке. Только у нас кроме медведей и комаров ничего нет, а в Африке уже более 200 лет разрабатывают целую сеть медных месторождений, которое назвали медным поясом.
- Тут стопудово есть медь!
Что интересно, ему поверили. Под руководством Билибина была собрана экспедиция, которая в январе 1948 года отправилась в самое сердце Сибири к Каларскому хребту. Ребята ехали с твёрдой уверенностью, что найдут медь, получат медали и станут известными на всю страну.
Приехав на место, медведей они нашли, комаров нашли, мошку нашли... медь НЕ нашли.
Вместо лёгенькой прогулки, им пришлось излазить всю местную тайгу, сделать несколько тысяч проходок, бурений, шурфов. Они пахали как проклятые, но так ничего и не нашли. Ни в первый год, ни во второй... ни в третий...
В Москве начали беспокоиться по поводу того, что деньги потрачены впустую. Три года ищут найти не могут. Но Билибин был настолько пробивной и упёртый мужик, что убедил чинуш из министерства, что всё найдёт.
Нашли на шестой год совершенно не там, где искали!
Медь искали внизу, прекрасно понимая, что выходы породы должны быть где-то внизу, чтобы можно было организовать шахту или карьер.
А она оказалась наверху!
Молоденькая девочка-геолог с подругой совершенно случайно пошла вверх по течению ручья, и начала забираться вверх на гору с необычайно крутым подъёмом. Никаких неожиданностей не было, начался песчаник, когда-то там плескалось море, и... тут девушки обратили внимание на маленькую несуразицу: песчаник имел насыщенно зелёный цвет, все камни вокруг были похожи на малахит.
Вернувшись на базу, они рассказали о своей находке, и рано утром туда в припрыжку поскакала вся геологическая партия... на высоте 1656 метров было найдено крупное месторождение меди.
И не просто крупное, а крупнейшее в мире не по объёмам медной руды и по площади. 9 вырытых штолен показали, что геологи нашли ТРЕТЬЕ в мире месторождение меди.
С одним маленьким нюансом: медь находилась под огромным пластом пустой породы, для освоения месторождения фактически пришлось бы срывать под чистую 3 горы!
И тут...
К геологам пришли военные!
Да, вы не ослышались, военные предложили провести очень заманчивый эксперимент: зачем вскрывать породу на огромной площади техникой, вывозить горы земли неизвестно куда, тратить просто море ресурсов и времени, когда можно сделать БАБАХ! То есть провести серию ядерных взрывов.
Для эксперимента была выбрана штольня №5, которая находилась с самого края месторождения и вела к наименее бедному пласту медных руд. Если бы эксперимент удался и пустую породу смело направленным взрывом, то сразу за ним должны были подорвать ещё 8 зарядов.
То есть, представьте себе, в одном месте хотели взорвать сразу 9 ядерных зарядов. Заряд лежал под землёй, до первого взрыва оставалось 3 дня. Сомнений, что всё получится не было, поэтому началась эвакуация людей из близлежащих посёлков.
Но 9 взрывов не один! Поэтому подразумевалось, что после первого бабаха нужно будет вывозить население всего региона. И к этому уже начали готовиться.
Но тут совершенно внезапно прозвенел звонок из Москвы. Взрыв и все эксперименты с ядерными зарядами отменили. Месторождение законсервировали, всех эвакуированных вернули.
Почему?
Да всё потому, что какая-то, действительно, светлая голова из учёных просчитала последствия взрывов и выяснилось: взрывы должны смести всю породу в сторону, соответственно вся радиоактивная пыль вырвется наружу и начнёт неконтролируемо разноситься по территории Сибири.
Куда понесёт бы ветер осадки не знал никто! С одной стороны месторождения был Иркутск, с других Якутск, Бодайбо, Благовещенск.
В конечном счёте затраты на переселение ВСЕГО региона оказались бы намного больше, чем простой вывоз пустой породы белазами.
И пусть ядерными взрывами это можно было бы сделать за считанные дни, ведь энергию атома не сравнить с обычной взрывчаткой
Ядерный взрыв мощностью в 1 мегатонну выделяет 22.030.000.000 ккал энергии, что соответствует 5,5 тысячам тонн салата оливье или 14,6 миллионам бутылок водки.
Зато территория нашей страны обошлась без ещё одного очага радиоактивного заражения.
Именно поэтому в Москве вовремя опомнились, всё отменили, заряд из штольни вытащили и увезли обратно в Снежинск. Само же месторождение начали осваивать только в 2008 году вполне традиционными методами, вскрывая породу тяжёлой техникой.