«Сбитых лосей оставляют умирать». Почему не сразу стали спасать Илюшу
Двое суток сбитый на Новорижском шоссе лосенок Илюша лежал на обочине, мучаясь от боли, стресса и жажды, пока его не забрали в клинику. Но было уже поздно — малыш умер на операционном столе. Почему так произошло — разбирался aif.ru. Оказалось, что его вообще не должны были спасать. Каждый день в Подмосковье сбивают по лосю, раненых животных принято в лучшем случае пристреливать, но обычно их оставляют умирать.
Общественный резонанс
История со сбитым в Истре лосенком наделала много шума. 18 мая он попал под автомобиль «Субару», которым управлял 78-летний пенсионер. Он не стал скрываться с места ДТП, позвонил в дорожный патруль и дождался автоинспекторов. Те выписали ему штраф, отпустили домой и сами уехали. А лосенок был жив. От удара ему переломало задние ноги, он допрыгал до кустов на обочине и укрылся в листве.
Тем временем жители расположенного рядом коттеджного поселка сами стали звонить во все возможные службы, требуя оказать лосенку медицинскую помощь. Подключились блогеры и СМИ. Дальнейшее общественность наблюдала уже «в прямом эфире»: лосенок ползал на переломанных ногах, а вокруг него митинговали люди с плакатами. Подключились уже и должностные лица, например, директор Московского зоопарка Светлана Акулова потребовала от областных властей спасти животное.
В итоге лосенка, которому неравнодушные люди дали кличку Илюша, забрали в клинику спустя почти двое суток. Он умер на операционном столе — сердце не выдержало наркоза. Как в случае ДТП с диким животным должны действовать ответственные органы, почему столько времени не спасали лосенка, и можно ли вообще его было спасти? За ответами на эти вопросы aif.ru обратился к основателю лосиного питомника «Белый лось» Алексею Седому.
«Во-первых, никакого алгоритма действий в случае ДТП с лосями не существует, — объясняет Седой. — Если есть дорожный знак 1.27 "Дикие животные", то водителя штрафуют на 80 тысяч рублей, если нет знака, то водитель освобождается от административной ответственности. И всё. Если сбитый лось лежит на обочине и не мешает дорожному движению, то обычно инспекторы ГИБДД, хотя не обязаны этого делать, звонят специалистам Охотнадзора. Те приезжают на место ДТП и отправляют в Комитет лесного хозяйства доклад с фото и видеофиксацией. А комитет в 99,9% случаев выдает лицензию на отстрел животного. Его убивают».
Нет специалистов
По словам Седого, раненых лосей пристреливают не потому, что у всех у них травмы, несовместимые с жизнью. Просто, по мнению зверовода, в России мало, практически по пальцам пересчитать, специалистов по ветеринарии диких животных. А тем временем, объясняет Седой, лоси гибнут под колесами машин практически каждый день.
«В год от 300 до 500 случаев ДТП с лосями — только по Московской области, — акцентирует основатель питомника. — Пики — весной, когда у лосих начинаются роды, и осенью, в период гона. Тогда у лосей происходит миграция, и они массово перебегают дороги. То есть в среднем лосей сбивают ежедневно».
И далеко не всегда насмерть. Конечно, очень грустно понимать, что раненых животных не спасают, а пристреливают, чтобы не мучились. Но, по словам Алексея Седого, в большинстве случаев не производят и «выстрелов милосердия».
«Дело в том, что, по регламенту, каждая выданная лицензия на отстрел проверяется, — объясняет Седой. — Проводится строгая проверка: а было ли ДТП, а был ли лось. То есть не выдана ли "левая" лицензия. В Московской области таких случаев не было. Но регламент есть регламент. Поэтому сотрудники Охотнадзора не хотят заморачиваться с этими проверками. И просто оставляют сбитых животных умирать».
Так, по словам Алексея Седого, получилось и с лосенком Илюшей. Просто не было официально утвержденного алгоритма действий, а на практике было принято вообще ничего не делать. Но у ДТП с Илюшей оказалось множество очевидцев. Они и подняли шум, о раненом лосенке стало известно, подключились СМИ, возник общественный резонанс. И плюс, по мнению Седого, сыграло роль то, что рядом располагается элитный коттеджный поселок. Там живут люди, что называется, «со связями». Требования спасти лосенка дошли до самых высоких уровней.
Стресс и обезвоживание
«И тогда на этих самых "уровнях" было принято решение, что конкретно этого лосенка отстреливать не будут, а попытаются спасти, — отмечает Седой. — Ситуация осложнялась тем, что, по закону, принятому в 2023 году, забирать раненых диких животных с мест ДТП имеют право только государственные организации. Некоммерческие или частные ветеринарные клиники права не имеют, это будет считаться браконьерством. Поэтому долго решали, кто заберет Илюшу».
В итоге, когда лосенка все-таки транспортировали в ветеринарную клинику и начали делать операцию, он умер прямо на операционном столе. Сердце не выдержало наркоза. По мнению Седого, к тому моменту организм был до предела истощен. Во-первых, стрессом. Лосенок никогда не видел людей, а тут вокруг него столпились журналисты с камерами, жители с плакатами, зеваки. Он пытался от них спрятаться, прыгал, падал, полз. От этих движений его травмы усиливались. Потом обезвоживание. Все это время Илюша не пил. Еще и боль. Странно, что измученное сердечко малыша вообще дотянуло до клиники и не перестало биться еще там, на трассе.
«Если бы лосенка отвезли в клинику сразу, то его удалось бы спасти, — акцентирует Седой. — Обследование показало, что у него не было никаких травм внутренних органов. Только переломы задних ног в районе бедра. Клиника, куда его в итоге отвезли, — одна из самых лучших в России. Там над ним работала сильная хирургическая бригада, а стационар у них мирового уровня. Они бы его спасли, если бы время не было упущено».
По словам Алексея Седого, в практике было немало случаев, когда молодым лосям с перебитыми в ДТП ногами делали операции, кости успешно срастались, и животные долго и счастливо потом жили самостоятельно в естественной среде обитания. Поэтому переломы для лосей — далеко не приговор.
Гибель истринского лосенка стала потрясением для всех, кто пытался его спасти, кто следил за его историей. Возможно, что в результате этого, ставшего резонансным, случая, наконец, появится алгоритм действий для сотрудников ответственных органов в случае ДТП с дикими животными. А негосударственным организациям, возможно, снова разрешат спасать зверей.