Мастера времени
10 октября, в День часовщика, "ИГ" рассказывает о тех, кто изготавливал, ремонтировал, продавал и даже… терял карманные часы в Иваново-Вознесенске
Вместе с часами продавали и ювелирные украшения
В Иваново-Вознесенске на рубеже веков работало около двух десятков часовых мастеров. Хозяева наиболее крупных мастерских держали также магазины по продаже часов и сопутствующих ювелирных украшений. Их фамилии были на слуху у жителей города: Эршке, Бернштейн, Глодников, Виннер. Подавляющее большинство часовщиков были евреями.
В конце XIX века на Широкой улице (Степанова) в доме Стефана проживал рижский гражданин Адольф Эршке. Его услуги как часового мастера пользовались большим спросом, поэтому в 1899 году он расширил свое дело за счет открытия нового магазина в Шуе. Некоторые продаваемые образцы часов сохранились в частных коллекциях до наших дней.
Часы ивановских умельцев хранятся в частных коллекциях.
В 1899 году в Иваново-Вознесенске поселился могилевский мещанин Израиль Штейн (он же Бернштейн) с женой Фрейдой и детьми. Они жили на Рождественской улице в доме Крестовоздвиженской церкви (он не сохранился, находился на месте ТЦ "Воздвиженка"). На первом этаже была мастерская, магазин часов и ювелирных изделий, пользовавшихся большим спросом среди горожан.
МЕЖДУ ТЕМ. В 1905 году многим часовщикам пришлось уехать из Иваново-Вознесенска в связи с начавшимися еврейскими погромами. Вернулись обратно лишь немногие из них. Израиль Бернштейн остался в городе, хотя его постигло большое несчастье. 23 октября близ городской управы (ныне площадь Революции) собралась большая толпа местных жителей с трехцветными флагами и портретами царя. Возбужденные люди бросились громить находившиеся неподалеку квартиру и магазин Бернштейна, ломая и выбрасывая из окон мебель. Погромы продолжились и на следующий день. Несмотря на понесенный урон, Бернштейн вскоре сумел восстановить торговлю.
Доказательством успеха Бернштейна служат сохранившиеся в областном архиве документы, согласно которым он, в отличие от других часовых мастеров, использовал труд наемных работников. В частности, на него работали Мовша Денбург, Абрам Нащин и другие помощники.
Представители рода Штейнов поселились в Шуе еще в 1860-е годы, где также занимались ремонтом часов. Из них стоит выделить Хаима Бернштейна, в литературной среде известного как Ефим Янтарёв. Популярный поэт Серебряного века дружил с Константином Бальмонтом и даже имел с ним родственные связи через сестру Глафиру Бернштейн, которая вышла замуж за Дмитрия Бальмонта, брата поэта.
Так часовщики рекламировали свое ремесло.
Налетчики пришли с поддельным мандатом от Совета
В газете "Рабочий край" за 1919 год была опубликована интересная заметка, связанная с часовым мастером Бернштейном. В ней говорится, что в июле около 7 часов вечера на квартиру владельца ювелирного и часового магазина Бернштейна явились вооруженные револьверами четыре человека. Предъявив поддельный мандат от Совета, они потребовали выдать им золото, драгоценности и деньги.
В это время в квартире находилась жена владельца Фрейда, супруга доктора Цалкина и кухарка. Сам владелец отсутствовал. Гражданке Цалкиной заявили, что она арестована. Один из налетчиков с револьвером в руках встал у дверей, другой с оружием, направленным к виску Фрейды Бернштейн, ходил с ней по комнатам, заставляя указывать, где лежат драгоценности. Двое других с портфелями являлись зрителями.
Увидев корзинку, незваные гости заставили хозяйку открыть ее, а когда поняли, что в ней находится серебро, взять отказались. Сказали: "За этим придем завтра". Во время "обыска" несколько раз звонил телефон и был слышен звонок от парадных дверей, но как к телефону, так и к дверям никого не допустили, кухарку из кухни загнали в комнату. Налетчики забрали золото и бриллианты на 60-70 тысяч рублей и удалились.
Настоящие сотрудники ЧК пришли к Бернштейну в декабре 1919 года. Он был изобличен в связи с белогвардейцами и арестован.
За шесть месяцев хозяина хронометра так и не нашли
В областном архиве в фонде Иваново-Вознесенского полицейского управления сохранилось немало дел о розыске владельцев найденных серебряных и золотых часов. Так, например, в январе 1895 года полицейский Василий Зинев нашел у здания почты золотые дамские часы "на 13 камнях, без цепочки". Городской пристав для того чтобы найти хозяев, распространил информацию о находке среди фабричных служащих. В итоге в полицейское управление явилась мещанка из Суздаля Евдокия Агафонова, которая заявила, что 8 января именно она утеряла золотые часы стоимостью 40 рублей. В качестве свидетеля она указала на суздальского мещанина Ивана Зимина, который подтвердил вышесказанное. В итоге часы нашли своего хозяина.
В августе 1899 года крестьянин Муромского уезда Владимирской губернии Филипп Гудин, проживающий в Иваново-Вознесенске, возвращаясь из Посада, прошел по Туляковскому (Театральному) мосту и напротив булочной Сарычева нашел серебряные закрытые часы. О находке он заявил старшему полицейскому господину Сорокину.
Сообщение об обнаруженных часах было опубликовано во "Владимирских губернских ведомостях". По истечении шестимесячного срока с момента выхода заметки хозяин так и не был обнаружен. В связи с этим часы передали нашедшему их крестьянину Гудину.
…Несмотря на то что с развитием науки и техники нас повсюду окружают электронные часы, многие жители, в том числе и автор этих строк, продолжают пользоваться ручными механическими. Их использование в свою очередь требует соответствующего ухода и обслуживания. Поэтому и по сей день специальность мастера-часовщика остается востребованной.