3 шедевра, которые Пушкин написал в Тверской области
Сегодня особый день календаря – День памяти нашего главного национального поэта, Александра Сергеевича Пушкина, имя которого сопровождает всю нашу жизнь, буквально от рождения до смерти. Русский язык и Пушкин практически являются синонимами, что неспроста: ведь именно на основе языка текстов Пушкина и сформировался русский литературный язык, та языковая норма, которая зафиксирована в словарях. Так что да, наш национальный гений буквально создал русский литературный язык: и это одна из причин, по которой с Пушкиным так яростно борются сейчас ненавистники русского языка и культуры в недружественных и откровенно враждебных нам странах. Ну а нам в Тверской области сам бог велел отметить День памяти Пушкина на полную катушку: ведь Александр Сергеевич в свое время немало поколесил по Тверской губернии, со многими здесь дружил, разбил не одно женское сердце, но главное – написал на тверской земле немало прекрасных строк. Предлагаем вспомнить главные пушкинские шедевры, рожденные в Тверской губернии, перечесть их и погордиться. 1. «Зимнее утро»
Это стихотворение буквально как пароль и отзыв. Вот скажет кто-нибудь: «Ну и погода. Прям, как у Пушкина: «Мороз и солнце…». И любой собеседник тут же подхватит: «…День чудесный, еще ты дремлешь, друг прелестный». «Зимнее утро» — абсолютная классика, стихотворение, которое знает наизусть практически любой россиянин, учившийся в школе. Это из-за него классическую русскую зиму и типичную (хотя в феврале 2025 мы произносим это уже с осторожностью) зимнюю погоду называют «пушкинской», «как у Пушкина». А куда только не лепят бренд «Мороз и солнце»: это название носят интернет-магазины, рестораны и даже… водочная марка.
Ну а нам сегодня особенно приятно вспомнить, что написан шедевр был в имении Павловском Старицкого уезда, где Пушкин гостил у своих друзей Вульфов. Стихотворение было написано буквально за один день, и мы знаем точную дату, когда это произошло – 3 ноября 1929 года. Любопытно, что, по мнению историков литературы, в стихотворении довольно точно описан реальный пейзаж Павловского: имение неподалеку от Берново находилось на берегу реки Тьмы. А вот кто тот таинственный «друг милый», с которым лирический герой мечтает предаться «бегу нетерпеливого коня» — вопрос открытый. Дочь старицкого помещика Мария Борисова, невеста поэта Наталья Гончарова, а может, Арина Родионовна? Впервые стихотворение вышло в альманахе «Царское село» в 1830 году и с тех пор входит в платиновый фонд русской классики. Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. 2. «Анчар»
Еще один шедевр, который сейчас заучивают наизусть все российские школьники от Камчатки до Калининграда, был написан Пушкиным все в том же Старицком уезде, в имении Малинники, принадлежавшем друзьям Вульфам. Родился шедевр 9 ноября 1828 года, и случилось это в довольно невеселых для поэта обстоятельствах: в 1828 году начались, как мы бы сейчас выразились, следственные мероприятия по двум поэтическим текстам: «Андре Шенье» и поэме «Гаврилиаде». Один текст посчитали, переводя на современный язык, экстремистским, поэму похабной и богоборческой (положа руку на сердце, небезосновательно). Автором называли Пушкина, за ним был установлен надзор, а тексты начали проходить общую цензуру. Для Пушкина все это было большим ударом и потрясением, ведь за несколько лет до этого, казалось, поэт смог выстроить отношения с императором, объявившим, что будет отныне личным цензором поэта… А тут опала, следствие, неясное будущее. Так что у «Анчара» вполне себе реальный, мрачный контекст. Опубликовано оно было лишь в 1832 году, и тоже не без проблем. Но сейчас, по прошествии веков, он воспринимается как одна большая аллегория и философское размышление.
Анчар
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.3. «Цветок»
С подачи неведомого автора неведомого реферата по литературе, который скачивают нерадивые школьники, по интернету гуляет версия, что стихотворение «Цветок» Пушкин написал в Петербурге и тут же отнес его, мол, для передачи декабристам «во глубину сибирских руд». Столетия идут, а ничего не меняется: великому нашему поэту по любому поводу пытаются приписать «политику». Хотя стихотворение явно о любви, о вечной мимолетной жизни и творчестве. И написано оно на тверской земле, в имении Вульфов Малинники осенью 1828 года. В Малинниках Пушкина ждала тихо влюбленная в него Анна Николаевна Вульф. Она запомнила, что однажды в каком-то старом романе Пушкин нашел старый засохший цветок, спросил, что это, и она опознала в цветке незабудку, поэт же шутливо предположил, что это анютины глазки. Сколько в этих воспоминаниях правды, а сколько выдумки, неизвестно, но уже и не важно. Многие литературоведы, кстати, до сих пор жалеют, что Пушкин не женился на Анне Николаевне Вульф и играют в альтернативные версии истории: мол, если бы вместо шуток присмотрелся к девушке и выбрал бы именно ее в супруги, и прожил бы долго, и написал бы больше. А мы никаких версий придумывать не будем, просто предлагаем перечитать прекрасный пушкинский текст. Цветок
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?