Современные формы эгоизма
Некоторые долгие годы обижаются на родителей. Недавно я ехал в поезде из Калуги, и недалеко сидела женщина, лет около 45, и с кем-то возбужденно говорила по телефону: «Наша мать такая, я еще с детства помню. У нее ничего не получишь». Причем нелестно о своей родительнице она сказала несколько раз. То есть, она вспоминала события 90-х годов, когда в стране было непросто, купить многое было желанным, допустим, велосипед или джинсы, но возможности в семье не было. И сейчас, спустя столько времени, давно повзрослевший человек этого забыть не может. А тогда возможности у родителей были разными. Но дело далеко не в размере зарплаты или готовности много трудиться. У одних сложилось так, что их и жильем родные смогли обеспечить, и образование дали, и с работой помогли, и еще дальше в жизни поддерживали, пока они уже не обрели самостоятельность. А другие — всего добились сами. Они трудятся, стараются, но все вынуждены делать своими руками, и на жилье заработать в том числе. И образование они получили именно такое, какое сами выбрали, и окончили без чьей-либо помощи. А когда почти все деньги уходят на самое необходимое, далеко не всегда получается выкроить на «хотелки» кого-то из членов семьи — просьбы, если они не имеют особой важности, могут и подождать. И взрослым уже людям давно бы пора понять, что их родные чаще не имели возможности что-то им купить, а не делали это из жадности или нежелания тратиться на них. Даже если были деньги, то в то время рачительная хозяйка старалась их попусту не тратить, а то сегодня работа есть, завтра ее не будет. Тысячи людей оставались безработными месяцами.
Можно вспомнить и другие примеры того времени. Девочка росла в очень простой и скромной в возможностях семье. Но сама оказалась способной, целеустремленной, со временем поступила в институт на гуманитарную специальность. Уже там и узнала о замечательной большой серии книг «Библиотека всемирной литературы» (БВЛ), которая выходила в советские годы: на нее можно было подписаться и приобрести все тома. Семья не жила в роскоши, но и бедной не была, т. е. с материальной точки зрения приобрести постепенно целое издание родители могли бы. Девушка пришла домой расстроенная и спросила: «Почему вы не подписались раньше на БВЛ? Там же столько прекрасных книг. И сами издания очень хорошие. У некоторых моих сокурсников есть. Как было бы замечательно, если бы и у нас такое собрание имелось дома». Старшие родственники были удивлены и озадачены: как легко догадаться, они, будучи людьми простыми, никогда не слышали ни о самой серии книг, ни о распространенном сокращении ее названия БВЛ. Девушка упрекнула родных в том, что они не приобрели книги, о которых не знали родители, будучи представителями рабочих специальностей с довольно скромным образованием.
Порой люди сетуют, что им не слишком аккуратно провели какие-то медицинские процедуры или операции, выписали лекарство с побочным действием, назначали одни исследования, но не назначали другие, лечили не самым оптимальным способом. Но всегда стоит помнить, что и в наши дни медицина не знает о человеке все, о его здоровье, болезнях, возможностях, как ему помочь, ведь каждому организму Бог дал свою индивидуальность. Не только отпечатки пальцев у нас разные, но по-разному организм реагирует на все внешнее, в том числе и лекарства. И то, что сегодня в области медицины уже открыто, проверено, могло быть неизвестно еще совсем недавно. Не было раньше другого лекарства — потому и выписывали то, которое имеет побочные эффекты. Не был еще известен способ выполнять оперативное вмешательство так, как это делают сейчас, оборудования какого-то еще не существовало — вот и помогали доступными тогда способами. Наука идет вперед. И бывает, что многое из того, что казалось правильным и прогрессивным раньше, с учетом имеющихся тогда данных, теперь, используя современную диагностику, лечат по-другому. К сожалению, случаются ошибки и в целой отрасли знаний. Нужно помнить, что и новейшие исследования о человеке и новые способы медицинской помощи появляются постепенно. И чаще всего дело не в том, что нас не хотели лечить новейшими методами или средствами, а просто иных возможностей на тот момент не имелось. Вспомните споры в 1937 году о том, можно ли было спасти жизнь раненного на дуэли А. С. Пушкина? Еще тогда отвечали утвердительно, а сегодня, когда широко распространены разные антибиотики, компьютерное оснащение хирургических отделений за гранью фантастики, конечно, сказали бы — да. Но, увы, Александру Сергеевичу Бог судил жить в первой трети XIX века, когда на всякую почти болячку ставили пиявок, или лед, или грелку.
Бывает, люди долго не забывают свои претензии к учителям: не так вели урок, не тому уделяли внимание. Только мы забываем, что есть программа, требующая определенных результатов на экзаменах, есть колоссальная нагрузка на преподавательский состав, часто рутинная, состоящая из бумажной работы. Несложно догадаться, что сами педагоги далеко не в восторге от возложенных на них обязанностей. Еще мы забываем, что и учителя, и ученики — живые люди со своими проблемами, характерами, со своей спецификой. Может быть, мы ждали веселого человека с выразительным голосом, умением пошутить, из любого материала сделать что-то почти художественное, а преподаватель оказался сдержанным, педантичным, требовательным к себе и другим, скрупулезно точным в информационном содержании, оформлении работ и т. д. И дело не в том, что учитель неудачный попался — просто мы разные люди, а он не может (и не должен), как по мановению волшебной палочки, изменить лично для нас свой характер, темперамент и т. д. Да и вообще, не бывает так в жизни, чтобы все складывалось наиболее подходящим для нас образом, так, как мы хотим. Везде и всегда надо уметь смириться, промолчать, спрятать свой норов, чтобы не испортить отношения с окружающими. А уж к христианам и подавно требования более высокие.
Индивидуальные качества и своеобразие близких нам людей и обстоятельства их жизни обязательно стоит учитывать и не пытаться «выстругать» под себя. Если родной человек — молчаливый, сдержанный, ответственный труженик, стоит ли ждать от него красивых и развеселых песен собственного сочинения, исполняемых им же регулярно и публично? Если жизнь сложилась так, что женщина с молодости одна тянула на себе всю семью, состоящую из нее и нескольких детей, обеспечивая крышу над головой, еду, одежду, а потом и учебу, стоит ли удивляться и обижаться, что на задушевные разговоры с детьми у нее не было времени? Могла ли она столько же беседовать с ними, столько же обнимать, так же часто петь колыбельные песни и читать сказки, как мать, живущая в других условиях, у которой было с кем разделить труды по дому? Очевидно, что нет.
Мы порой обижаемся на кого-то из знакомых, кто нам не помог. Почему-то мы считаем, что этот человек не захотел выручить. Но мог ли он принять участие в наших проблемах? Была ли у него возможность сделать то, о чем мы просили? Приведу пример. Женщина большую часть жизни проработала медсестрой и уже несколько лет была на пенсии. Ее очень дальние родственники, люди весьма пожилые, обратились к ней с просьбой устроить одного из них в определенную больницу, потому что, как они слышали, там хорошее нужное этому человеку отделение. Они расстроились, когда она не смогла ничем помочь и честно сразу об этом сказала. Женщина являлась младшим медперсоналом, и трудилась совсем в другом учреждении. Тем более, с тех пор прошло несколько лет. Люди хотят попасть в отделение больницы, в которую направляют по определенным критериям. Женщина действительно никак не смогла бы посодействовать родственникам поступить туда, а они почему-то были убеждены в противоположном. Это пример яркий. В жизни чаще встречаются менее показательные ситуации. Но суть их та же: кто-то уверен, что другой может ему помочь, а если этого не происходит, то значит, не хочет. И люди не слышат очевидных аргументов, свидетельствующих об обратном. Кажется, что, если человек работает в какой-то сфере, он благодаря этому в силах сделать абсолютно все, чего желает просящий, хотя на самом деле это далеко не так — нет ни полномочий, ни возможностей.
В других случаях люди не хотят понимать, что для желаемого ими есть четкие критерии и требования, и, при полном несоответствии им, невозможно желаемое получить, и странно кого-то обвинять, что он не помогает в решении вопроса.
А бывает, что мы обижаемся на то, что кто-то из окружающих не «догадался» оказать нам помощь (если речь не идет помочь подняться поскользнувшемуся на льду). Но люди не обязаны уметь читать наши мысли! Это нам показалась очевидной наша нужда в посторонней помощи, а другой человек может быть занят своими мыслями и ничего не замечать.
Не нужно копить обиды и разочарования. Лучше снова и снова напоминать себе, что другие люди действительно не могут сделать так, как хотим мы, а не специально отказывают нам в помощи. Самым действенным и позитивным будет начать с себя, своего отношения к окружающему миру, по слову Спасителя: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Честно задайте себе вопрос и столь же максимально честно постарайтесь на него ответить — я-то сам всегда отзывчив? Схема предельно проста. Исчерпывающе точно говорит на эту тему преподобный авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» в главе с красноречивым названием «О том, чтобы укорять себя, а не ближнего»: «Ибо если кто по истине достоин покоя, то и варварскому сердцу Бог возвестит сотворить с ним милость, смотря по его надобности. Если же кто недостоин успокоения, или оно неполезно ему, то хотя бы он и новое небо, и новую землю сотворил, не найдет покоя. Однако иногда человек находит покой и сверх своей потребности, а иногда не получает и необходимого. Поелику Бог, как милостивый, каждому подает, что ему нужно».
Жаль, что современный человек весьма далек от подобного настроя. Индустрия потребления воспитывает в людях постоянное стремление предъявлять требования к окружающим — к качеству услуг, товаров, а затем такое же отношение смещается и в личностную сферу — «мне должны». Разве не по этой причине у нас в стране, согласно статистике, невероятное количество разводов? Это такая современная форма эгоцентризма — «я» в центре всего, все должно вращаться вокруг меня. Так что, если мы хотим изменить этот мир к лучшему, то логичнее всего будет начать с себя, с работы над собой и своими ошибками.