Вице-губернатор Лызлов: «Ключевой момент муниципальной реформы - повышение эффективности управления»
На апрельском заседании ЗакСобрания Владимирской области будет рассмотрен пакет региональных законов, позволяющих начать реформу местного самоуправления, которая предусматривает упразднение городских и сельских поселений в составе районов. Об этом в интервью Зебра ТВ сообщил первый заместитель губернатора, курирующий в региональном правительстве вопросы внутренней политики, Дмитрий Лызлов.
Как уже ранее сообщала Зебра ТВ, в Собинском и Меленковском районах была выдвинута инициатива упразднения городских и сельских поселений путём их объединения с районами. Чтобы эти идеи реализовались, необходимо сначала провести публичные слушания в каждом поселении, а потом принять закон. Процедуру необходимо завершить до 1 июня, чтобы назначить только выборы районных Советов, и не назначать выборы в поселениях, подлежащих упразднению. После выборов в единый день голосования, который намечен на 8 сентября, во Владимирской области появятся Собинский и Меленковский муниципальные округа.
Кроме этого, правда, по другому алгоритму, к тому же времени планируется упразднить оба сельских поселения Муромского района (Борисоглебское и Ковардицкое) и присоединить их к округу Муром с упразднением района. Публичные слушания уже назначены, процедуру присоединения также планируют завершить до 1 июня, чтобы 8 сентября провести выборы в Совет нового объединённого муниципалитета. Прямые выборы градоначальника в новом округе Муром будут сохранены.
Вице-губернатор Дмитрий Лызлов пояснил, что в ситуации с Муромом свою роль сыграли запросы жителей сельских поселений на присоединение к городу. А в случае с Собинским и Меленковским районом реформирование происходит на основе закона, позволяющего упразднять городские и сельские поселения в составе районов.
Лызлов подчеркнул, что Собинский и Меленковский районы выбраны в качестве пилотных территорий для проведения преобразований в результате длительных консультаций с депутатами и жителями. Свою роль сыграло и то, что в этом году в обоих районах пройдут местные выборы, и логично было, чтобы новая власть была сформирована под новые муниципалитеты.
Дмитрий Лызлов пояснил, что реформа будет проводиться так, чтобы для жителей практически ничего не изменилось. Служащие администраций городских и сельских поселений в большинстве своём будут переведены на работу в районные администрации и продолжат взаимодействие с гражданами в привычном режиме. Лызлов заявил, что цель реформы не столько в том, чтобы добиться экономии бюджетных расходов на содержание местных властей, сколько в том, чтобы повысить эффективность управления.
После реформы в Меленковском и Собинском районах будет проведён «разбор полётов», и региональные власти предложат руководству и жителям районов, в которых выборы запланированы на сентябрь 2025 года, пройти похожую процедуру.
В следующем году местные выборы запланированы в Александровском, Гороховецком, Гусь-Хрустальном, Камешковском, Кольчугинском, Селивановском, Судогодском и Юрьев-Польском районах.
Дмитрий Лызлов пояснил, что в региональном правительстве не намерены форсировать события: реформирование будут проводить по мере готовности муниципалитетов. По его словам, весь процесс займёт три-четыре года.
Вице-губернатор заявил, что, исходя из действующего законодательства, рано говорить, что будет происходить с Суздалем. Кроме этого, федеральный статус выводит за скобки реформы закрытый город Радужный. Однако уже сейчас можно сказать, что городские округа Ковров и Гусь-Хрустальный не будут объединены с районами. Реформа также не затронет Владимир.
В действующее законодательство о местном самоуправлении внесены поправки, позволяющие создавать округа вместо районов. Во Владимирской области эти преобразования уже начались?
Всё, что сейчас происходит и будет происходить с организацией местного самоуправления, проистекает из новых положений Конституции Российской Федерации, которые были приняты в 2020 году. Эти изменения определяют, что органы государственной власти и органы местного самоуправления - это единая система публичной власти, которая строится на общих принципах организации. Да, муниципальный уровень - самостоятельный, но всё равно является частью публичной власти. То есть, когда мы говорим об ответственности властей, то подразумеваем, что губернатор отвечает за происходящее в регионе, а главы администраций муниципалитетов отвечают за состояние дел на территориях соответствующих городов или районов.
Речь, в общем-то, о том, что у руководителей органов местного самоуправления должны быть определенные инструменты для реализации их полномочий. В то же время, сейчас во Владимирской области существует двухуровневая система органов местного самоуправления: первый уровень — муниципальные районы и городские округа, а второй - городские и сельские поселения. Эта система была определена законом о местном самоуправления от 2003 года. Она предусматривает, что муниципальные районы делятся на городские и сельские поселения. И это зачастую приводит к издержкам, которые выражаются в том, что некоторые полномочия разграничиваются между районами и поселениями, к примеру, дорожная деятельность или культура, но, к сожалению, не всегда на уровне поселения получается эффективно эти полномочия исполнять. И многие поселения уже сейчас пришли к тому, что делегировали свои полномочия на уровень района. Как правило, это касается как раз вопросов культуры и дорожной деятельности. На местах остаются в основном полномочия в сфере ГОиЧС, бытового обслуживания населения и так далее.
А на деле, как всё будет происходить?
При передаче полномочий ответственность за их исполнение уже переходит на районный уровень, но при этом мы имеем ситуацию, когда на территории муниципального района существуют поселения, каждое из которых имеет собственные бюджеты, налоговую систему, генпланы, правила землепользования и застройки. И отдельные положения документов в соседних поселениях в границах одного района могут различаться. Возьмем, к примеру, Собинский район, и получается, что там ещё три городских поселения и восемь сельских поселений. Итого помимо районного бюджета, там 11 бюджетов, 11 представительных органов, 11 правил землепользования и застройки.
Поставим себя на место жителя Собинского района. Ему не всегда понятно, по какому вопросу можно обратиться к главе поселения, по какому вопросу обратиться к главе района, и кто из них за что отвечает.
После того как изменения Конституции Российской Федерации позволили нам такие преобразования проводить, мы проанализировали ситуацию, посоветовались с руководителями органов местного самоуправления, с депутатским корпусом, с Законодательным Собранием, взвесили все плюсы и минусы. В тех муниципалитетах, где руководители и депутаты оказались готовы в этом участвовать, пойти на этот шаг, мы в прошлом году провели подготовительную работу, подготовили проекты нормативных актов, чтобы сейчас приступить к их реализации.
Сразу необходимо подчеркнуть: то, что происходит - это не упразднение районов, и подобные заголовки, по сути, вводят многих в заблуждение. Да, по содержанию статей всем всё понятно, но не все же дочитывают тексты до конца.
Если мы говорим о конкретном Собинском районе, его административно-территориальном устройстве, в данном случае оно не затрагивается никоим образом, потому что район, как был, так и остается: и границы те же, и в паспорте у граждан не поменяется ничего - как они были прописаны в Собинском районе, так это и останется.
Даже если он будет называться Собинский муниципальный округ?
Да. Люди ничего не почувствуют, потому что это не коснется ни тарифов, ни льгот, ни статуса. Допустим, педагоги в сельской местности имеют определенные льготы - они также сохранятся.
Скептики озвучивают такой тезис, что «власть отдаляется от жителей», «уходит выше» и так далее. Она не уходит никуда выше и не отдаляется от людей ни на сантиметр. Почему? Потому что, если сейчас эту функцию максимально приближенную к жителям выполняют администрации сельских и городских поселений, то эти же структуры продолжат работу на тех же местах. В тех точках, где люди получали муниципальные услуги, куда обращались за справками или по каким-то вопросам, связанным, например, с благоустройством, с получением разрешения на строительство, именно в эти места они и продолжат дальше обращаться. Дом с флагом, который называется «администрация», сохранится, и тот же сотрудник будет принимать те же документы. Мы не идём на сокращение управленческого аппарата, чтобы не пострадала приближенность власти к населению.
Они будут подчиняться администрации района?
Да. Если граждане раньше приходили к главе поселения, к человеку, назначенному местными депутатами по конкурсу, то теперь они будут приходить к этому же человеку, который уже будет сотрудником районной администрации. То есть, появится единая структура, которая отвечает за все вопросы на местном уровне. Единственное, на уровне поселений не будет депутатов и сотрудников бухгалтерий. Народные избранники смогут продолжить заниматься решением вопросов своих территорий на общественном уровне, а бухгалтеры либо перейдут на работу в район, либо их трудоустроят в другие службы.
Наша задача — сделать так, чтобы не пострадали ни жители, ни сотрудники администраций поселений. Чтобы жители не почувствовали какого-то уменьшения взаимодействия с органами местного самоуправления - с кем они взаимодействовали, с теми же служащими они и дальше продолжат взаимодействие.
Хорошо, что у нас есть пилотные территории. Все будут иметь возможность сравнить и посмотреть, что улучшилось, а где появились какие-то проблемы. Это будет видно.
Почему для обкатки выбрали Собинский и Меленковский районы?
Во-первых, повторюсь, многое зависит от позиции руководителей и депутатского корпуса. В Собинском и Меленковском районах они выразили готовность пройти через эту процедуру. Во-вторых, в сентябре 2024 года в этих территориях выборы депутатов Советов, в том числе в поселениях. Поэтому до 1 июня процедура будет завершена, будут назначены выборы на районном уровне, а на поселенческом — нет. Можно было бы, условно говоря, попытаться все муниципалитеты скопом перевести на новую систему, но тогда мы должны были бы везде проводить дополнительные выборы на районном уровне, а это непредвиденные расходы бюджета. Если выборы и так проводятся, давайте совместим одно с другим.
В сентябре выборы ещё и в Киржачском районе. Почему он не выбран в качестве пилотного?
Елена Геннадьевна Карпова была назначена на должность главы районной администрации только в конце 2023 года. Ей необходимо включиться в работу и изучить ситуацию в поселениях, а не сломя голову идти в реформы. Может быть, если бы она, Карпова, пришла в Киржачский район чуть раньше, мы бы сейчас и в этой территории пробовали бы провести преобразования, но пока этого не стоит делать, так как это - большая организационная, правовая и временная нагрузка, ведь такие вещи не по щелчку, скажем так, делаются. В Собинском и Меленковском районах большая подготовительная работа началась с прошлого года, а в Киржачском районе у нас не было такой возможности, так как там шли известные кадровые изменения.
После анализа ситуации, какие районы из тех, где запланированы выборы в 2025 году, станут следующими для проведения реформы?
Мы будем разбираться в каждом отдельном случае, но торопиться не будем. Я думаю, что где-то в течение трех, максимум, четырех лет подавляющее большинство муниципалитетов пройдут процедуру преобразования.
Но мы не будем ускорять эти процедуры через проведение внеочередных выборов, так как это вещь экстраординарная, к которой прибегать не хотелось бы. Уже упомянутый Киржачский район пока будет в том виде, в каком он сейчас есть.
Более того, мы пока точно не знаем, какие ещё изменения будут приняты в федеральный закон о местном самоуправлении.
Что ожидает городской округ Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район, а также городской округ Ковров и Ковровский район?
Нет, речь об этом не идёт. Преобразования затрагивают только муниципальные районы, в состав которых входят городские и сельские поселения. То есть, возможно реформирование внутри Гусь-Хрустального и Ковровского районов, при наличии готовности местных властей, но городских округов Ковров и Гусь-Хрустальный это точно не коснётся.
Во Владимирской области есть ещё закрытый город Радужный…
Он вынесен за скобки из-за своего федерального статуса.
Возможно объединение Суздаля с Суздальским районом?
Это один из самых сложных вопросов. Считаю его на сегодня неактуальным.
Повторюсь, что мы принимаем решения, исходя тех условий, которые сейчас созданы федеральным законодательством. Каким они будут через три-пять лет — пока неизвестно.
Глава администрации Собинского района Александр Разов пару лет назад называл цифру в 155 миллионов рублей, которые можно сэкономить районному бюджету при упразднении сельских и городских поселений…
Экономия действительно будет, но точно не на управлении. Окончательные цифры будут подсчитаны позже.
Начнём с того, что выборы не нужно будет проводить в сельских поселениях - это уже экономия. В поселениях не нужно будет тратить тонны бумаги на принятие огромного количества документов. Вместо 12 бюджетов будет приниматься один, что позволит более оперативно и эффективно распоряжаться средствами. Кроме этого, в районе будут централизованные бухгалтерия, кадровая и юридическая службы. Это позволит упростить многие процессы. Экономия точно будет, но в каких объёмах — мы узнаем через год.
Тезис, что вся реформа затеяна ради экономии, некорректен?
Да. Ключевой момент - это повышение эффективности управления.
А что сможет заменить упразднённые Советы в городских и сельских поселениях?
Любая общественная активность граждан.
На правительственном уровне мы стараемся уделять повышенное внимание сельским старостам. Им компенсируются расходы на связь, транспорт, подписку на печатные издания. Кроме этого, мы проводим конкурсы среди старост с денежным поощрением победителей.
Отмечу, что свыше 300 старост прошли обучение на предмет того, как работать с привлечением бюджетных средств на софинансирование инициатив граждан по благоустройству их территорий, как решать вопросы газификации.
Проводится большая работа по совершенствованию работы комитетов территориального общественного самоуправления [КТОС] в городах. Мы в настоящее время разрабатываем универсальные конструкции, которые будем в городах предлагать реализовывать, так как развитие территориального общественного самоуправления является дополнительным инструментом для взаимодействия муниципальных властей и населения, которое где-то может компенсировать упразднение местных Советов.
Я хочу сказать, что люди с активной жизненной позицией, которые были депутатами в поселениях, они смогут найти себя в качестве сельских старост, в качестве работников комитетов общественного самоуправления. Отдельным вопросом является развитие муниципальных общественных палат в районах и в городах с тем, чтобы у людей была возможность себя реализовать и в новой системе организации местного самоуправления.