«Тушинский вор»: судьба самозванца Лжедмитрия II
Лжедмитрий II больше известен как Тушинский вор. В отличие от своего предшественника, он так и не успел короноваться на царство. Более того, если личность Лжедмитрия I была фактически установлена – за ней скрывался монах-расстрига Гришка Отрепьев, то происхождение следующего претендента на власть окутано туманом.
«Чудесно спасенный»
Карьера Лжедмитрия I, выдававшего себя за чудесным образом спасенного царевича Димитрия (о последнем известно, что он погиб в Угличе, напоровшись на ножичек во время игры), закончилась 17 мая 1606 года. По приказу Василия Шуйского обезображенный труп узурпатора вывезли в село Котлы и там сожгли. Пепел же, оставшийся от сожжения, зарядили в пушку и выстрелили им в сторону Польши.
Разумеется, новым царем объявили Шуйского. Но уже зимой 1607 года в Литве объявился очередной «царевич Димитрий». Вернее, этот человек называл себя «законным царем Дмитрием», чудом избежавшим казни в 1606 году.
Откуда он вообще взялся? Поскольку новый самозванец хорошо разбирался в церковных обычаях, возникло предположение, что он мог происходить из духовного сословия. Действительно, один из его сподвижников, воевода Мосальский, впоследствии заявил, что знал «тушинского вора» как Митьку, сына арбатского попа. Меж тем, по словам боярина А. Цыплятева, Лжедмитрий II приходился отпрыском самому литовскому князю Андрею Курбскому.
Тщательное исследование провели польские иезуиты, которые пришли к выводу, что за Димитрия выдавал себя крещеный еврей Богданко, бывший сначала поповым служкой в городе Шклове, а затем учителем в Могилеве. Его отыскал пан Меховский, которому польские магнаты поручили найти человека, схожего внешностью с казненным Лжедмитрием. В их интересах было посадить на московский престол своего человека.
Военные успехи
Самозванец перешел через литовскую границу и при поддержке польского воинства сумел захватить множество русских городов, в том числе Новгород-Северск
Приблизившись к Москве, новый «Лжедмитрий» разбил лагерь в селе Тушино. Сюда же прибыли бывшая невеста Лжедмитрия I Марина Мнишек с отцом, польским воеводой Юрием Мнишеком. По-видимому, красавице польке так хотелось стать царицей, что она «узнала» в очередном проходимце бывшего жениха. Произошло тайное венчание.
Между тем Лжедмитрий II продолжал продвигаться к Москве. Но и войска Шуйского не дремали. Взять столицу Лжедмитрию так и не удалось.
В стране фактически царило двоевластие, так как Москва и часть городов находились под контролем Василия Шуйского, а другая часть – под контролем Лжедмитрия.
Меж двух огней
Военное сотрудничество России со Швецией привело к войне с Польшей. Но и среди выступавших на стороне Лжедмитрия поляков началось брожение: ряд польских наемников и русских сторонников самозванца вступили в переговоры с польским королем Сигизмундом III. Позиции «Тушинского вора» пошатнулись, и 27 декабря 1609 года он бежал в Калугу.
17 июля 1610 года группа бояр и дворян во главе с Захарием Ляпуновым устроила дворцовый переворот и свергла Василия Шуйского с престола (впоследствии он был насильно пострижен в монахи). К Москве подступали, с одной стороны, войско Лжедмитрия, с другой – армия под предводительство
Лжедмитрий активно боролся с поляками, однако в его собственном лагере царила атмосфера подозрительности. По малейшему поводу людей хватали, подвергали пыткам и казнили. Узурпатор планировал отправиться в Воронеж, чтобы сделать его новой русской столицей. Но планам его не суждено было сбыться: 11 декабря 1610 года он был убит собственным начальником стражи, татарским князем Петром Урусовым. Тот мстил за смерть родственника, касимовского хана Ураз-Мухаммеда, который, по его мнению, был несправедливо казнен Лжедмитрием. Урусов и его младший брат иссекли самозванца саблями. И по сей день неизвестно, где покоятся его останки. А Смутное время продлилось еще несколько лет и все-таки закончилось с приходом Романовых.