Экипаж FlyDubai мог повторить ошибку пилотов «Боинга», рухнувшего в Казани три года назад
Катастрофа «Боинга» в Ростове-на-Дону чем-то напоминает еще одно крушение — то, что произошло в Казани 17 ноября 2013 года. Тогда из-за невозможность совершить посадку лайнер авиакомпании «Татарстан» — тоже «Боинг-737» - попытался уйти на второй круг и неожиданно рухнул — практически вертикально. Может быть, и причины в чем-то схожи. Ведь сейчас уже ясно, что пилот FlyDubai не пытался сесть, а намеревался продолжать ожидание погоды в воздухе — топлива у него хватало. И после начала такого несложного, казалось бы маневра, произошло крушение.
«Комсомолка» подробно писала о возможных причинах казанской катастрофы. ровела собственное расследование казанской катастрофы трехлетней давности. Изучив факты, мы предположили, что, заходя на второй круг, пилоты невольно отключили автопилот и лайнер на 20 секунд остался без управления.
Режим ухода на второй круг на «Боинге-737» включается одной кнопкой - «TOGA» (Take Off/Go Around. Взлет/Уход на второй круг). Все данные аэропорта и положения самолета введены в бортовой компьютер, и если пилот не уверен в безопасной посадке, то автоматика сама уводит лайнер от полосы, совершает круг и приводит к заходу на посадку снова.
Однако в этом правиле есть одно существенное исключение. Дело в том, что на «Боинге-737» два канала автопилота, они дублируют и помогают друг другу. Если включены оба канала, нажатие кнопки «TOGA» приводит к описанной выше последовательности. Но если работает только один, то он... отключается. Автоматика в этом случае не берет на себя ответственность за пилотирование, предполагается, что пилот возьмет управление на себя.
Это и погубило казанский «Боинг». Не зная (или забыв) об этой тонкости, пилоты ввели в действие режим «TOGA» при одном работающем автопилоте, оставив самолет без управления. Они были уверены, что двигаются на автопилоте, в то время как лайнер бесконтрольно выходил за предельные углы атаки, а потом уже ничего нельзя было сделать.
Три года назад «Комсомолка» с помощью специалистов даже смоделировала ситуацию на авиасимуляторе. Наш виртуальный лайнер рухнул точно также, как и настоящий в Казани (см. наше расследование «20 секунд без штурвала» в номере от 1 декабря 2013 года).
Наше предположение полностью подтвердились расследованием МАК. Вот цитаты из итогового доклада:
«При уходе на второй круг экипаж не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолета в сложное пространственное положение».
Кстати, в процессе расследования специалисты МАК проводили тесты среди пилотов. Оказалось, что многие недостаточно хорошо знают тонкости процедуры ухода на второй круг и логику работы автопилота в этот момент. В результате во всех авиакомпаниях были проведены усиленные тренировки на тренажерах. И теперь эта особенность работы бортовых систем «Боинга» нашим летчикам известна хорошо.
Но в Ростове за штурвалом был иностранец...
Что мы имеем? Командир воздушного судна уведомляет диспетчера, что в ожидании погоды уводит самолет на еще один дополнительный круг, после чего происходит катастрофа. Возможно, лайнер следовал под управлением автопилота, из двух каналов которого работал только один. Командир нажимает на ту же кнопку «TOGA», автопилот отключается, но экипаж замечает это далеко не сразу...
Наш эксперт, президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук, считает, что такое развитие событий вполне могло иметь место.
- Разбившийся в Ростове-на-Дону «Боинг» имел ту же самую особенность: автопилот, работающий на одном канале, отключается при нажатии кнопки «TOGA», - говорит Мирослав Бойчук. - А два канала включают обычно, когда самолет идет на посадку в автоматическом режиме. Так что вполне возможно, что первый круг проходил на одном канале, а потом, заходя на второй, пилот нажал кнопку. И тем не менее вопросов остается слишком много. И я не хотел бы сейчас, без достаточной информации, обвинять погибших коллег. Вполне возможно, что причина катастрофы — отказ техники. Так что нужно дождаться расшифровки бортовых самописцев.