То ли взрыватели, то ли лапшерезки: «Точмаш» сделает Казань боеприпасным «арсеналом»?
«Точмаш» сегодня преображается — и внутренне, и внешне Фото: kztm.org
...С УСТАНОВКОЙ БРОНЕПЕЧИ
Завесу до поры до времени оберегаемой тайны одного из самых закрытых местных компаний — ФКП «Казанский завод точного машиностроения» — приоткрыл после празднования 75-летия предприятия президент РТ Рустам Минниханов. Его пресс-служба сообщила постфактум, что на «Точмаше» создается научно-исследовательский центр. Как выяснил «БИЗНЕС Online» из своих источников, в том числе и для этого к заводу присоединяется другое предприятие боеприпасной отрасли — ФКП «Чапаевский механический завод» (Самарская область), причем казанское предприятие в этой паре станет ведущим. Таким образом, легендарный для Казани «Точмаш», который еще недавно собирались едва ли не закрыть, становится одним из боеприпасных центров России.
Что сегодня выпускает завод? Как обтекаемо указано на его сайте, это «сложная наукоемкая продукция, производимая в интересах министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур». Среди прочего завод делает взрыватели. Кое-какую информацию также можно почерпнуть из официальных данных по контрактам предприятия. Так, его крупнейший заказчик — АО «НИИ инженерный институт», например, в 2015 году он заказал за 135 млн. рублей изготовление оптического выносного датчика цели.
Однако способность предприятия делать наукоемкие вещи еще недавно не приносила ему практически ни копейки. Напомним, 5 лет назад, разгневавшись на «Точмаш» за задержку зарплат и неплатежи в пенсионный фонд, тогдашний вице-премьер правительства РТ Равиль Муратов в сердцах предложил закрыть предприятие. «Когда перестанешь доводить нас до полуобморочного состояния?! — выговаривал он гендиректору «Точмаша» Артуру Хисамееву. Тогда, оказавшись без гособоронзаказа, «Точмаш» перешел на трехдневку. И еще в 2014 году завод был одним из самых злостных татарстанских неплательщиков с долгом в 41 млн. рублей.
Ко всему прочему, оптимизма до недавнего времени не добавлял и довольно обшарпанный вид завода. Однако сегодня, по словам источника «БИЗНЕС Online», там все радикально поменялось, и предприятие обзавелось современным производством с новейшим оборудованием. Выполнена реконструкция основных корпусов — агрегатно-механического, литейного, прессового, инструментального. Также, как сообщается на сайте завода, перевооружено производство специзделий (то есть, военной продукции). Среди прочего, было закуплено многофункциональное металлообрабатывающее оборудование с ЧПУ, выполнен большой объем строительно-монтажных работ — например, построено здание для уничтожения отходов (с установкой бронепечи). Насколько можно понять, все это делается на средства ФЦП «Развитие ОПК Российской Федерации на 2011-2020 годы». Словом, предприятие почувствовало себя настолько хорошо, что даже решило не поскупиться на промышленную эстетику, и, судя по сайту госзакупок, заказало за 1,9 млн. рублей вывеску на крышу с полным названием предприятия, а также тремя логотипами «Точмаш».
Обновление завода во многом ставят в заслугу деятельному Хисамееву (в этом году — 10 лет, как он возглавляет «Точмаш»), указывая на то, что на первых порах ему помогал связями отец — Ибрагим Хисамеев, бывший директор «Казанькомпрессормаша», его еще иногда называют последним красным директором Татарстана.
Присоединение к Точмашу Чапаевского механического завода - один из элементов модернизации боеприпасной отрасли Фото: mehzavod.su
«НАПРАВЛЕНЫ ОГРОМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»
Что такое Чапаевский механический завод (ЧМЗ), который прочат в ведомые «Точмаша»? Это старейшее (ведет историю с 1913 года) и одно из основных капсюльных предприятий России. Оно специализируется на производстве средств инициирования, инициирующих взрывчатых веществ и составов на их основе. Завод выпускает широкую гамму капсюлей-детонаторов, пиротехнических реле, детонирующих шнуров, кумулятивных зарядов, герметичных взрывных патронов, патронированных эмульсионных взрывчатых веществ.
Сказать что-либо о финансовом состоянии чапаевцев сложно — последние сведения в общедоступных базах данных датированы 2009 годом. Хотя очевидно, что объемы выполняемых заказов в Чапаевске изрядно скромнее казанских. Так, в 2015 году его крупнейшим заказчиком стало НПО «Поиск»: 4,8 млн. рублей на капсюли-детонаторы, вышибные снаряды; в 2016-м — АО «НЛЭМЗ»: 4 млн. на капсюли-детонаторы и 15 млн. — на изделия КВ-В3, МГ-8, А-30-Т. Этим летом в прессе мелькали сообщения о том, что предприятие задолжало 11 млн. рублей по НДФЛ. А осенью самарские газеты писали о том, что местная прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обнаружила, что завод накопил долги перед пенсионным фондом в 23,7 млн. рублей. Позже сообщалось, что нарушения закона ныне устранены: словом, долговые перипетии казанского и чапаевского заводов на удивление схожи, как и численность работников — на заводе работают 855 человек (на «Точмаше» — 850).
Впрочем, уверенно можно сказать, что новейшие истории едва ли не всех боеприпасных предприятий России примерно одинаковы. В Татарстане — четыре из них: помимо «Точмаша», это АО «ПОЗиС», ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» и работающий на него ГосНИИ «Химпродукты». Как рассказывал «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев, у прежнего руководства минобороны отношение к этим предприятиям было такое, «что имеющихся на складах армии запасов хватит еще лет на 10». «Но когда принимали финансовое решение — закупать или не закупать, все забыли о том, что у этой продукции есть определенный срок хранения на складах, — говорил Лаврентьев. — И мы все помним события, когда эта продукция взорвалась на складах в Удмуртии, в Свердловской области, на Дальнем Востоке. Эти события заставили руководство минобороны совершенно по-другому взглянуть на саму проблему. Сегодня „ПОЗиСу“ и „Точмашу“ по ФЦП выделяется денег в три раза больше, чем прежде».
Точмаш долгое время был больным вопросом для Татарстана, сегодня ситуация изменилась Фото: prav.tatarstan.ru
Как рассказал 18 ноября на закрытом вечере по поводу 75-летия «Точмаша» председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, за последние 5 лет инвестиции в развитие предприятия удалось довести до 2 млрд. рублей. А утром того же дня на «Точмаше» прошло заседание научно-технического совета Военно-промышленной комиссии РФ. «Сегодня данное предприятие имеет огромную перспективу, — подчеркнул в его ходе Минниханов. — Продукция, выпускаемая на этом заводе необходима для нашей страны. На техническое перевооружение и реконструкцию были направлены огромные инвестиции... Проведенная модернизация и создание научно-исследовательского центра серьезно повысят конкурентность данного завода».
«ЗАКАЗА СОВЕТСКИХ МАСШТАБОВ СТО ПРОЦЕНТОВ НЕ БУДЕТ»
На «Точмаше» не комментируют, но и не отрицают информацию об интеграции с чапаевцами. С руководством ЧМЗ корреспондентам «БИЗНЕС Online» поговорить не удалось, и как сообщили нам в приемной, из-за специфической направленности предприятия какие-либо вопросы о его деятельности вообще вряд ли уместны. В департаменте промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Министерства промышленности и торговли РФ не смогли оперативно отреагировать на запрос «БИЗНЕС Online».
Принципиальный вопрос — на чем будут специализироваться объединенные заводы? Эксперты «БИЗНЕС Online» затруднились ответить на этот вопрос. «Вряд ли можно говорить об укрупнении — это же федеральные казенные предприятия, — отметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ПОЗиСа (входит в концерн „Техмаш“ госкорпорации „Ростех“) Радик Хасанов. — К тому же они разноплановые — разные изделия выпускают. Логику затрудняюсь проследить, но минпромторгу виднее».
По словам Радика Хасанова (слева; справа - Артур Хисамеев), боепрпасники сегодня усиленно думают о том, как обеспечить загрузку предприятий после 2017 года, когда пик оборонных заказов будет пройден Фото: архив «БИЗНЕС Online»
Как полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, смысл слияния — в повышении эффективности выпуска основной, то есть, оборонной, продукции. По мнению Баранова, если предприятия выпускают схожую продукцию, объединение позволит улучшить операционные показатели. «Юридическая форма двух компаний одинаковая, что позволяет предположить, что предприятия объединяют в рамках оптимизации деятельности ФКП, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — В том, что предприятия находятся в разных регионах, нет ничего необычного. Ведь никто и не собирается перевозить одно на территорию другого, достаточно того, что они будут теперь многие вещи делать совместно, что может дать эффект и для выпуска готовой продукции, и для экономического положения каждого из предприятий».
А вот главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский обратил внимание «БИЗНЕС Online» на то, что всякого рода реформы в боеприпасной отрасли стали перманентными: «Причем идут не только объединения, но и разъединения. Например, недавно из состава отрасли вывели в отдельный концерн группу производителей боеприпасов для реактивных систем залпового огня. Так что, в вашем случае ничего удивительного». По словам эксперта, попытки перестроить отрасль связаны с ее стабильно сложным положением: «Да, ситуация выправляется, но все равно боеприпасы — одна из самых тяжелых по своему состоянию отраслей в ОПК. Это связано с отсутствием заказов в постсоветский период. Они начали поступать только в последние три-четыре года, пошли и средства по ФЦП на реструктуризацию и обновление производства. Напомню, при прежнем министре обороны вместо заказов на боеприпасы их утилизировали. Предприятия бегали, искали хоть какую работу. Многие лежали при смерти, оставалось только эту гибель юридически оформить... Да, проводится серьезная работа, но сказать, что все изменилось, ура-ура, — нет, конечно. И ожидать заказов масштаба советских времен не приходится — этого на сто процентов не будет. Экспорт тоже существенно снизился... Наверное, интеграция как-то поможет выжить. Понятно, что сократится управленческая структура, наверняка уберут дублирующее производство. Это и сокращение персонала. Если бы действовали по-капиталистически, было бы резко, но все-таки мы проводим политику мягкого сокращения, а не под зад ногой и за ворота».
Словом, по мнению Мураховского, без военных контрактов такие заводы не останутся, но в нынешних условиях оборонные заказы будут работать, скорее, на поддержание штанов, чем на развитие.
«ТОВАРИЩИ В ОПК, ГОТОВЬТЕСЬ...»
Но, может быть, слияние связано с политикой наращивания предприятиями ОПК доли гражданской продукции, о чем не раз высказывался президент РФ Владимир Путин? Напомним, по логике, руководства ОПК, к 2020 году доля гражданской продукции на его подопечных предприятиях должна дойти до 50%. Причием это не должны быть, условно говоря, кастрюли и сковородки. С большой долей уверенности можно предположить, что на «Томаше» доля «гражданки» значительно меньше, а из цивильных товаров завода известны, например, лапшерезки.
«Если какая-то синергия может быть получена в выпуске гражданской продукции, то процесс её выпуска также будет налажен, — полагает Баранов. — Но ещё раз повторю: основной смысл объединения — выпуск именно оборонной продукции, повышение эффективности деятельности и завода в Казани, и завода в Чапаевске».
На заседании научно-технического совета ВПК говорили о создании на Точмаше научно-технического центра Фото: prav.tatarstan.ru
Хасанов отметил, что не может говорить за другие предприятия, но в целом тенденция гражданского уклона есть: «Мы в сентябре президенту об этом докладывали. Есть поручение отработать механизм поддержки производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Планируется поддерживать такую работу, создав нормальный инвестклимат. Главное — чтобы после 2017 года у заводов боеприпасной отрасли была нагрузка. Было ведь заявлено: товарищи в ОПК, готовьтесь — производите гражданскую продукцию, чтобы потом не „попасть“».
«Да, гражданская продукция — общий тренд для оборонки, заданный с самого верха, — подтверждает Мураховский. — Например, ПОЗиС все активнее работает по медтехнике. С другой стороны, есть в отрасли предприятия, которые по основной теме пашут в три смены. Если говорить о порохах, взрывчатке, ракетных топливах, то у нас вообще создан ФГУП «Федеральный центр двойных технологий „Союз“, и он гражданскую продукцию все больше развивает».
И здесь необходимо отметить, что после развала СССР Чапаевский механический завод одним из первых в отрасли сумел наладить производство невоенной продукции — для нужд нефтегазовой промышленности. В итоге сегодня ЧМЗ, по его собственным заявлениям — один из крупнейших производителей современных кумулятивных зарядов для прострелочно-взрывной аппаратуры (оборудование для вскрытия, повышения отдачи, разобщения пластов нефтяных месторождений, а также для ликвидации аварий на нефтедобывающих скважинах и для отбора образцов породы), которые применяются практически во всех регионах России и за рубежом. Завод сотрудничает с «Роснефтью», «Лукойлом», «Сургутнефтегазом», «Газпромнефтью», TNK-BP. Что ж, хороший практический опыт и пример «перехода на мирные рельсы» для «Точмаша», базирующегося в нефтяной республике.
Любопытно, но, по данным «БИЗНЕС Online», изначально к «Точмашу» намеревались присоединить еще и боеприпасное ФКП «Саранский механический завод». Он тоже активно развивает гражданское направление, выпуская... велосипеды, детскую мебель, снегокаты, электромобили. На сайте завода указано, что он первым в стране начал развивать такой вид экстремального спорта, как велосипедный мотокросс. Однако в ходе проработки идеи объединения заводов вариант с саранским предприятием отпал. Жаль: ведь в ряде городов РТ велосипеду уделяется повышенное внимание на самом высоком уровне. В том числе, в нефтяной столице республики Альметьевске.