Запуск всех атомных энергоблоков создает для Украины серьезные риски, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» президент Фонда поддержки истерических исследований «Основание» Алексей Анпилогов. Ситуация вызвана банкротством тепловой энергетики Украины, дефицитом угля и другими объективными украинскими проблемами.
Украина запустила все атомные энергоблоки
Украинская компания «Энергоатом» сегодня, 30 октября 2022 года, подключила к сети четвертый энергоблок Ровенской АЭС.
Предприятие рапортовало о запуске мощности после проведения на ней среднего планово-предупредительного ремонта и перегрузки ядерного топлива, после чего на Украине впервые официально работают все 15 ядерных энергоблоков.
В период независимой Украины также функционировали первый и третий энергоблоки Чернобыльской АЭС, но их остановили в 1996 и 2000 годах. Четвертый энергоблок был разрушен во время аварии в 1986 году, а второй выключен после пожара осенью 1991 года.
Ровенская АЭС остается проблемной для Украины. Первые два энергоблока были открыты в 1973 года и построены по модели ВВЭР-440, остальные тринадцать украинских энергоблоков созданы по более современному проекту ВВЭР-1000.
Ситуацию, когда на Украине работают все 15 энергоблоков, следует охарактеризовать как экстремальную. Последние энергоблоки были введены в стране в эксплуатацию в 1995 и 1996 годах, когда были доделаны два проекта, работы на которых остановились после Чернобыля.
После распада СССР украинцы получили современную и мощную ядерную энергетику, но хроническое недофинансирование отрасли привело к тому, что она стала высокорисковой. Особенно ситуация обострилась после 2014 года, когда Украина оборвала связи с РФ, а нагрузка на атомную энергетику увеличилась из-за того, что Киев придумал газовый конфликт с Москвой.
Зимой 2021-2022 годов положение на Украине стало еще хуже: рост цен на энергоносители больно ударил по стране. Благодаря «реверсу» Украина закупает газ по спотовым ценам, которые выросли до неприемлемых величин, а дефицит угля привел к остановке в стране ряда тепловых электростанций (ТЭЦ). Из-за этого в украинском энергобалансе возросла доля атомной энергетики.
Атомная энергетика дает Украине от 50 до 60% электрогенерации, и это должно выйти боком, учитывая хронические проблемы мощностей.
Украинская атомная энергетика вышла на опасный максимум
«Разговор о работе всех 15 украинских атомных энергоблоков следует начать с того, что еще несколько дней назад два из них находились на аварийном ремонте. Один на Запорожской АЭС, а второй на Хмельницкой АЭС», - заключает Анпилогов.
На Запорожской АЭС произошла серьезная авария: разгерметизировался второй контур парогенератора. Это не первый контур, где находится радиоактивная вода, но ситуация демонстрирует, что в ядерной энергетике Украины не все хорошо.
«Запуск всех энергоблоков говорит о том, что Украине остро не хватает электроэнергии. Половина угольных энергоблоков стоят из-за отсутствия топлива. Единственным исключением является Бурштынская ТЭС, у которой особая специфика в виде экспорта электроэнергии на Запад. Данный объект не имеет отношения к украинской энергосистеме», - резюмирует Анпилогов.
Бурштынская ТЭС является единственным объектом в тепловой энергетике Украины, который работает в стахановском режиме. Здесь украинцы следуют принципу: «себе откажем в угле, но на Запад электроэнергию продадим».
«На Змиевской, Приднепровской и Углегорской ТЭС работают по одному энергоблоку, причем на минимальной мощности. Из-за этого приходится запускать атомную генерацию на полную мощность, что чревато проблемами», - констатирует Анпилогов.
Такой режим эксплуатации делает невозможным проведение на украинских АЭС средних и текущих ремонтов. Мощности принудительно выводятся в эксплуатацию, после чего выработка на них поднимается до максимальных показателей.
«Из тринадцати энергоблоков модели ВВЭР-1000 десять работают на максимальном уровне выработки, а три – на уровне в 60%, что также много. Получается так, что Украина выедает ресурс атомных станций. Нет данных по перегрузке атомного топлива, но можно предположить, что какие-то из энергоблоков идут в эксплуатацию не в оптимальном режиме», - заключает Анпилогов.
Атомная энергетика в сложных, почти экстремальных условиях закрывает брешь, образовавшуюся в тепловой энергетике страны.
«Энергетическую систему на Украине держат из последних сил, одновременно идут огромные аварийные перетоки электроэнергии из РФ и Белоруссии. Из российской поменьше из-за эмбарго на покупку, а у белорусов украинцы забирают 600-900 МВт мощности, фактически это еще один атомный энергоблок типа ВВЭР-1000», - резюмирует Анпилогов.
Такова цена мнимых украинских побед в атомной энергетике, которые в перспективе увеличат риски в энергетике страны.
«Плакать надо от того, что в стране работает все пятнадцать атомных энергоблоков с нарушением плана ремонтов и рисками выхода оборудования из строя. И это происходит одновременно с банкротством тепловой энергетики, не имеющей денег на закупку угля и бездумным наращиванием числа ветряков, оказавшихся абсолютно бесполезными в энергокризис», - констатирует Анпилогов.
«Где тонко там и рвется»: не исключено, что это приведет к печальным последствиям в энергетике.