Аркадий Кошко: за что британцы дали московскому сыщику прозвище «русский Шерлок Холмс»
Прозвище «русский Шерлок Холмс» дали Аркадию Кошко сами англичане и он по праву гордился им, считая себя главным сыщиком Российской Империи и одним из лучших в Европе. Излишней скромностью этот человек не страдал, и у него вполне были к этому все предпосылки. Так каким же был этот сыщик, чьи наработки впоследствии использовали в Скотленд-Ярде?
Из военных в сыщики
Карьеру военного мальчику Кошко пророчили с самого детства. Выходец из знатной дворянской семьи, он окончил юнкерское училище и проходил службу в Симбирске. Но быть военным в мирное время было слишком скучно, и вскоре Аркадий задумался о смене профессии. Гадать долго не пришлось – он вспомнил свое детско-юношеское увлечение детективными романами. Его литературный кумир – сыщик Лекок – легко справлялся с самыми загадочными преступлениями и Кошко с детства хотел быть похожим на него.
Как рассказывает его старший брат, Иван Кошко в своих «Воспоминаниях губернатора», когда Аркадий подал в отставку, объявив о своем решении сменить род деятельности, семья была в шоке. Для дворянина служба в полиции в ту пору считалась скорее наказанием. Разругавшись с семьей и близкими, Аркадий Кошко уехал в Ригу, где поступил на должность обычного полицейского инспектора.
Рижские успехи
Успех пришел к Кошко довольно быстро: за неполный год ему удалось раскрыть 8 убийств и выйти на местных криминальных «воротил». А все благодаря уникальному методу, который он заимствовал у своего любимого литературного сыщика, — перевоплощению. Используя грим и различные костюмы, Аркадий под видом бродяг и мошенников проникал в бандитские притоны и злачные места, где вербовал агентов. Скоро агентурная сеть Кошко опутывала весь город, и сыщик самым первым узнавал о преступлениях.
Успех сыщика позволил в корне изменить ситуацию в городе. Уже к началу века Рига стала одним из самых безопасных крупных городов в России. Тогда же Кошко поступило предложение возглавить Рижскую полицию. Как вспоминает сам Аркадий Францевич в своих дневниках, он согласился «не без робости». В новой должности он начал активно реформировать ведомство, внедряя новые методики: дактилоскопию и антропометрию.
Работа в столицах
Криминальные круги Риги открыли на Кошко настоящую охоту в 1905 году, когда в стране вспыхнула революция. Благодаря личной агентурной сети Аркадию Францевичу удалось чудом избежать смерти и скрыться из города. Недолго поработав в Царском Селе, Кошко был переведен на должность заместителя начальника петербургской полиции. Здесь ему удалось обезвредить крупную банду фальшивомонетчиков, которые из Швеции через Ригу доставляли и сбывали в столице крупные партии поддельных банкнот.
Но в первой столице Кошко задержался ненадолго – спустя два года его отправили руководить полицией самого проблемного города Империи – Москвы. Новая должность позволила сыщику развернуться – он ввел уникальную систему идентификации личности, создав огромную картотеку, что позволило установить личность всех крупных представителей преступного мира и вести за ними слежку. Именно это нововведение было взято на вооружение лондонской полицией. Кроме того, среди реализованных Кошко идей следует отметить группу быстрого реагирования, в которую входили лучшие сыщики и полицейские города.
Главный сыщик Империи
Этот титул Кошко получил в 1914 году. С началом Первой мировой войны уровень преступности в России резко вырос, а потому опыт сыщика в расследовании и профилактике преступлений очень пригодился. Но революция и крах Империи поставили крест и на карьере Кошко. Переодевшись и загримировавшись, он бежал в Киев, а оттуда – в Крым, где некоторое время работал у Врангеля. Потом в жизни сыщика были Стамбул и Париж. Ему поступали заманчивые предложения из Лондона, но менять гражданство Аркадий Францевич отказался и до конца жизни занимался написанием детективных рассказов, основанных на собственном опыте. Умер Кошко на чужбине в 1928 году, так и не осуществив заветной мечты – вновь вернуться в Россию.