Цена обещаний азербайджанца Пезешкиана – какова она?
Президент Ирана Масуд Пезешкиан пообещал сделать кое-что в интересах азербайджанцев ИРИ. В частности, он дал слово восстановить озеро Урмия (губерния Западный Азербайджан) и реализовать 15-ю статью Конституции, предусматривающую право на использование родного языка в ИРИ.
Как передает Telegram-канал Azad İran, глава государства заявил об этом в интервью активисту гражданского общества из Южного Азербайджана Рашиду Данешджуйи.
Сообщается, что во время разговора активист коснулся невыполнения требований 15-й статьи Конституции Ирана, темы экологического кризиса на озере Урмия и разграбления природных ресурсов Южного Азербайджана, попросив президента страны раскрыть свои планы по этим вопросам.
М.Пезешкиан обрисовал в общих чертах, что не забывает голос народа, и добавил, что будет стремиться продолжить свою работу по восстановлению озера Урмия, реализации 15-й статьи Конституции (образование на родном языке) и организации деятельности золотых рудников в Южном Азербайджане.
Интересно, насколько реализуемы эти планы? С одной стороны, президент Пезешкиан сам азербайджанец, и с этой точки зрения его стремление послужить интересам своего народа вполне понятно. Но как отнесутся к этому персидские элиты Тегерана? Позволят ли они, например, чтобы азербайджанцы Ирана получили возможность в полной мере пользоваться своим языком в самых разных сферах?
Своими соображениями по этому поводу поделились с # известные эксперты.
Исполнительный директор Центра ближневосточных исследований (Киев) Игорь Семиволос:
— Я достаточно скептически отношусь к возможности реализации этих целей в ближайшей перспективе. Ресурсов на природоохранные мероприятия в дефицитном государственном бюджете, учитывая высокую инфляцию и тяжелое состояние экономики, нет. К тому же, вопрос обучения на родном языке, как вы правильно сформулировали, постоянно сталкивается с националистической персидской позицией, и это практически не менялось как во времена правления династии Пехлеви, так и сейчас.
Можно себе представить, что сам Пезешкиан хотел бы расширения использования национальных языков, он об этом говорил во время предвыборной кампании, но давайте не забывать, что такие решения требуют одобрения рахбара и принятия целого ряда управленческих решений, которые должны на деле обеспечить реализацию 15-й статьи Конституции. В противном случае эта статья уже бы давно была реализована на практике.
Политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков:
— Я смотрел это интервью президента ИРИ. Он обещал заняться этими проблемами – они очень острые, они очень важны для его избирателей, которые на этих выборах, можно сказать, внесли Пезешкиана на своих плечах в президентскую резиденцию.
Но вот сделает ли он что-то конкретное или нет, мне сказать сложно. И потом, в какой мере? Для того, чтобы, например, вернуть озеро Урмия в прежнее природное состояние, туда надо потратить миллиарды. Есть проект, согласно которому должен быть построен водовод из Каспия, а это приблизительно 600-700 км, с применением труб большого диаметра. Найдутся ли такие деньги в бюджете Ирана? Смогут ли эти деньги быть выделены на этот проект? Готов ли будет Иран технически реализовать этот проект? Это всё вопросы. Сказать, я буду этим делом заниматься и решить проблему – тут дистанция огромного размера, и боюсь, что она может просто не вместиться в президентскую каденцию Пезешкиана.
Ну, и второе – 15-я статья Конституции Ирана, которая предполагает использование языков этнических общин в образовании, в культуре. Ну, хорошо, откроют одно отделение в каком-то университете, и две-три школы. Будет ли это означать, что Пезешкиан выполнил данное обещание? Он может сказать, что я начал это делать. Но будет ли это означать реальное достижение в решении проблем этнических общин? Причем, это не меньшинства. Например, азербайджанцы в 8-9 останах (губерниях) составляют либо абсолютное большинство, либо относительное большинство. И они лишены возможности получать полноценное образование на своем родном языке. И с открытием 2-3 школ этот вопрос решения не получит. Имеется в виду государственная программа, в рамках которой эта проблема начнет решаться.
Будет ли в состоянии Пезешкиан так поставить вопрос? Будет ли у него воля продавить, продвинуть этот вопрос? Это пока открытая тема. Просто обещания, мол, я буду этим делом заниматься, совершенно недостаточно для того, чтобы сложилась, ну, если не уверенность, то хотя бы ожидание, что в продвижении решения этих животрепещущих проблем для десятков миллионов азербайджанцев Ирана наступит явный прогресс. Поэтому я все же полагаю, что нам предстоит еще подождать и понаблюдать за конкретными шагами нового президента ИРИ. И будут ли эти шаги предприняты. Потому что более актуальные, конечно, вопросы — это экономическое состояние Ирана, это геополитическая напряженность, которая все время балансирует на грани большой войны, это необходимость как-то договариваться с США для ослабления удушающих санкций. А там еще не ясно: победит Трамп – один расклад, Харрис – другой. Так что, его заявления по Урмие и реализации права этнических общин на пользование собственным языком одними обещаниями удовлетворить нельзя. Будем надеяться, что и до этих обещаний у Пезешкиана руки дойдут.
Сообщение Цена обещаний азербайджанца Пезешкиана – какова она? появились сначала на Зеркало.az.