Яхтенный туризм: курс на российские реки
В последние несколько лет в России стремительно растет количество маломерных судов: яхт, катеров и лодок. Это связано в первую очередь с повышенным интересом людей к отдыху в стране. По различным данным, спрос на внутренний яхтенный туризм увеличился в два раза год от года.
По данным ГИМС, если в 2018 году в РФ было зарегистрировано 1 519 298 маломерных судов, в 2023 году их количество выросло до 1 555 686 шт. Туристическая инфраструктура развивается в отдельных регионах. При этом количество происшествий на воде увеличилось в несколько раз.
В 2021 году в России была принята Концепция развития яхтенного туризма на период до 2030 года, предусматривающая создание специальной инфраструктуры в центрах яхтенного туризма (Краснодарский и Приморский края, Республика Крым и Севастополь, Москва, Санкт-Петербург). После принятия документа в стране наблюдается значительный интерес к этой тематике — как со стороны государственных структур, так и среди частных инвесторов.
Как сообщают компании, занятые в данной сфере, в стране есть некоторое оживление в развитии марин и яхтенных стоянок, появляется все больше инвестиционных проектов по развитию береговой инфраструктуры, включая яхтенные причалы, марины и порты. Касается это таких локаций, как Санкт-Петербург, Сочи и Крым, новые проекты марин появляются в крупных волжских городах, таких как Казань и Нижний Новгород.
Бизнес в качестве основных проблем для дальнейшего развития индустрии видит следующие вызовы: отсутствие качественного предложения внутреннего яхтенного чартера, недостаток инфраструктуры для яхтинга (причалы, марины, стоянки, сервис), множественные законодательные ограничения для развития яхтенной инфраструктуры и чартера.
Кроме того, отсутствуют портоубежища, система топливных заправочных станций и т.д. Участники рынка считают, что в настоящее время необходимо разработать прозрачную понятную «дорожную карту» для тех инвесторов, которые хотят построить марину, создать работающие механизмы государственно-частного партнерства для финансирования капиталоемких объектов инфраструктуры, включающих гидротехнические сооружения.
Однако стоит отметить, что развитие туризма на воде требует не только решения вопросов с инфраструктурой, но и внедрения системы безопасности. Туристическим компаниям, которые привлекают людей на свои маршруты, это необходимо в первую очередь. В России развитие яхтенного туризма и рост количества маломерных судов сопровождается увеличением различных ЧП. Об этом вопросе мало пишут и говорят, хотя он регулируется соответствующим федеральным законом № 326718-8 «О безопасности людей на водных объектах». Документ предусматривает регулирование отношений, возникающих при обеспечении безопасности людей на водных объектах общего пользования, в том числе при купании и использовании маломерных судов, гидроциклов и иных технических средств.
Количество происшествий на водных объектах в России стабильно в течение пяти лет — в среднем таких ЧП за год бывает около 3,5 тыс. Эта статистика показывает количество всех происшествий на воде, но при этом стремительно увеличилось именно число ЧП с маломерными судами. Если в 2019 году их было 52, то в 2023 году — 308 (рост в шесть раз). Число погибших на воде при авариях маломерных судов выросло в пять раз: с 50 в 2019 году до 248 в 2022 году. Игнорировать эту проблему с учетом роста спроса на водный туризм в России уже никак не получится.
Очевидно, что необходима разработка единой экстренной системы реагирования для применения на реках — по образцу ГЛОНАСС на российских дорогах. Как сейчас потерпевшее крушение маломерное судно может сообщить об аварии? Можно по радиостанции связаться с ближайшим судном, если катер или яхта снабжены этой техникой. Но не факт, что ближайшее судно сможет подойти близко и подобрать людей с воды. Далеко не все маломерные суда имеют радиостанции, большинство владельцев такого транспорта по привычке надеются на свои мобильные телефоны. Хотя связь на реках имеется далеко не везде.
Вторая проблема — даже если люди с потерпевшего аварию судна смогут дозвониться до МЧС, они вряд ли смогут точно обозначить свое местонахождение. Рыбачьи лодки и катера, а также прогулочные яхты не всегда имеют на борту современный навигатор. Многие считают эту технику не самым необходимым оборудованием и надеются на «авось». А между тем в России уже давно производятся радиостанции судовой связи, которые передают сигнал бедствия при возникновении аварийной ситуации.
Пример — двухдиапазонные радиостанции, которые позволяют поддерживать связь и в морских просторах, и на внутренних российских реках. Это удобно для судов, которые используют моря и реки, включая малые водные артерии в удаленных регионах. Примерами могут быть NavCom СРС-305М или МИРАН MR-1. Причем в СРС-305М добавлен ГЛОНАСС/GPS — он передает координаты судна, которые отражаются на электронных картах больших судов.
Ответственные капитаны давно пользуются этой техникой, поскольку радиостанции дают возможность передавать и принимать сообщения о бедствии с указанием координат, времени и типа аварии. В новых моделях реализована возможность передачи информации о бедствии от радиостанции в электронную картографическую систему (ЭКС) судна с последующей регистрацией данных в электронном судовом журнале. Данный функционал позволит капитанам судов без труда и в минимальный срок определить местоположение терпящего бедствие судна на электронной навигационной карте (ЭНК) и проложить маршрут для оказания помощи.
Вопрос безопасности для маломерных судов должен стоять на первом месте, особенно с учетом динамики спроса на туристические услуги. По мере развития инфраструктуры, роста числа яхт и катеров в стране техническая оснащенность каждого судна для безопасности пассажиров — это вопрос номер один.
Алексей Смирнов, председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства (НАМС)
Фотографии предоставлены автором