Главные новости Краснодара
Краснодар
Декабрь
2024

С белгородских крыш на московскую сцену. История взлёта режиссёра Оксаны Погребняк.

0

Всё началось в детстве

— Оксана, как и когда вы впервые заинтересовались театральным искусством?

— После девятого класса я поехала в летний лагерь, где попала на театральную смену. В нашем отряде преподавала педагог по актёрскому мастерству Ольга Александровна Михайлова, она руководила школьным театром. Я попробовала выступить и мне понравилось, тогда я записалась в школьную театральную студию. Параллельно я училась у этого же педагога в Институте культуры, где работал детский музыкально-эстетический центр. Я занималась на направлении детского театра «Арлекино», где участвовала в спектаклях и постановках. В конце концов, я поняла, что хочу связать свою жизнь с театром и после окончания школы поступила в Институт культуры на режиссёра любительского театра.

— Наверное, в юности вы были частым гостем нашего драматического театра?

— Конечно! Самый первый спектакль, который я посмотрела и который сильно меня впечатлил – это «Наш городок» по пьесе американского писателя Торнтона Уайлдера. Он мне тогда показался очень трогательным и культовым. После его просмотра я не пропускала ни одну премьеру в театре имени Щепкина, по нескольку раз смотрела постановки, а ещё ходила на творческие встречи в Институт культуры, смотрела там все спектакли. В общем, всё, что было в Белгороде, мною отсмотрено.

— Где вы учились?

— У меня три высших образования. Сначала я окончила Белгородский государственный институт искусств и культуры по направлению «Режиссёр любительского театра». Затем отучилась в БелГУ по направлению «Журналистика» и в 2020 году закончила ГИТИС, где заочно училась на режиссёрском факультете по направлению «Режиссёр драмы» мастерской Иосифа Леонидовича Райхельгаузе.

От студенческих постановок на крыше до режиссёра независимого театра

— А как началась ваша режиссёрская карьера?

— Наверное, первые шаги в карьере я начала делать, учась на четвёртом курсе в Институте культуры, где образовали студенческий театр «Новая сцена», где мы и проходили практику. Именно тогда с одногруппниками на крыше вуза мы сделали первую постановку — «Зелёная звезда». История с постановками на крыше нам очень понравилась, и мы продолжили ставить спектакли. После окончания вуза меня пригласили туда работать ассистентом на кафедру театрального творчества, где я на курсе актёрского мастерства и режиссуры преподавала совместно со своим педагогом Вячеславом Смеченко. В рамках театра «Новая сцена» уже со своими студентами продолжала активно ставить спектакли. Но через три года работы в институте у меня случился конфликт с руководством вуза и мне пришлось оставить это место работы. К тому моменту я уже поставила достаточное количество спектаклей, поэтому мы с ребятами просто нашли другие площадки для выступлений в городе и вынесли на них несколько постановок, например «Кислород» (16+) и «Наташину мечту» (16+). Название театра решили оставить прежнее, просто добавив в нейминг цифру два. Так мы стали независимым молодёжным театром «Новая сцена - 2».

Фото из личного архива Оксаны Погребняк

«Обвинили в том, чего мы писали на сцене»

Оксана, а почему институт расторг с вами контракт?

— Есть разные версии этого конфликта. Но, как мне кажется, всё дело в конкуренции между преподавателями внутри института. На третьем курсе мои студенты стали делать самостоятельные отрывки, ставить одноактные спектакли, и сразу выпустили целый пул постановок, среди которых были «Планета» (0+) авторства драматурга Евгения Гришковца, «Свободная пара» (12+) по пьесе итальянского автора Дарио Фо и «Луна и трансформер» (18+) по одноимённой пьесе автора Андрея Крупина. Кому-то из педагогов эти спектакли не понравились. Но так как это были открытые постановки, и на них приходило большое количество зрителей, то мы, конечно же, хотели играть их и дальше. Однако руководство института просто сказало, что больше ставить эти спектакли не нужно.

В качестве причины отмены спектаклей нам выдали, что мы их играем в День святого Валентина, а это западный праздник, который на Белгородчине не отмечают. Потом нас обвинили в том, что мы писали на сцене, хотя ребята, отыгрывая спектакль, просто обливались водой из бутылок. Раздули конфликт до каких-то невероятных масштабов, в него включился Андрей Крупин, автор пьес, федеральные СМИ, в общем, конфликт вышел за пределы Белгородчины.

В итоге несмотря на то, что общественная поддержка была на нашей стороне, руководство вуза затаило на меня обиду, и контракт со мной не продлили. Оправдали это какими-то кадровыми перестановками, хотя истинная причина была всем известна. Знаете, когда эта ситуация случилась, мне казалось, что всё творчество закончилось. Однако потом благодаря поддержке ребят-актёров, которые были рядом, мы начали делать спектакли на самых разных площадках в Белгороде. Мы делали постановки на улице, на крышах, в коридорах… Мы поняли, что театр возможен где угодно: в парках, в лесу, на берегу… Мы стали исследовать различные не театральные пространства, и у нас получилось. Потому как если есть желание, то преодолеть можно любую преграду.

У нас была своя зрительская аудитория. Мы выступали в самых отдалённых уголках области – заносило даже на берег шебекинской реки Нежеголь, и наши зрители туда приезжали. Такая вот у нас с ними была любовь.

С 2015 года мы организовывали международный фестиваль современного театра «Наш кислород», в котором участвовали независимые театры со всей России. Фестиваль имел большой успех и сейчас прописался в Москве. В этом году девятый по счёту фестиваль проходил с 1 по 4 ноября.

«Пугают всех мной, как бабайкой»

— Сколько лет вы отдали театру «Новая сцена-2»?

— Театром я руководила с 2010 по 2021 годы, получается 11 лет. За это время мы поставили самые разные спектакли на всевозможных белгородских площадках: в ресторанах, кафе, барах, кофейнях, на крыше Мегагрина, в музее Собровина, в краеведческом музее — да везде, куда нас звали. Насколько я понимаю, сейчас ребята особо не гастролируют, но когда я была режиссёром театра, мы старались выезжать. Ездили не только по российским городам, но и за границу. Например, побывали в Эстонии, где с «Наташиной мечтой» и взяли гран при, ещё ездили в Латвию. То есть старались вести достаточно активную гастрольную деятельность.

И сейчас театр продолжает существовать, хотя я уже уехала из Белгорода. Им руководит Женя Овчаров, мой близкий друг, один из лучших актёров, который подхватил историю с театром.

— Какие постановки ставили в театре?

— Нам всегда была интересна современная драматургия, авторы, которые живут в наше время и пишут о проблемах, касающихся нас. Поэтому исследовали именно современную драматургию. Из авторов это Ярослава Пулинович, Николай Коледа, Елена Исаева…Мы брали тексты современных драматургов за основу, находили для них сценическое пространство и решение.

Фото из личного архива Оксаны Погребняк

— Какие постановки пользуются особым вниманием зрителей?

— Абсолютным бестселлером театра можно назвать спектакль «Наташина мечта» (16+). В нём играли артистки Анастасия Гармаш, Алёна Колотилова, Галя Ким, сейчас и я этот спектакль играю. Это легендарная постановка, которую создали ещё до открытия «Новой сцены 2». Впервые его поставили в 2009 году. Ещё один популярный спектакль — «Пришёл мужчина к женщине» (16+) по пьесе Семёна Злотникова тоже пользуется особым зрительским интересом. Это лёгкая история любви, очень лирическая, романтическая, смешная комедия.

— Как набирают актёров в «Новую сцену 2»?

— В независимом театре могут играть как профессиональные актёры, так и непрофессиональные. Любой желающий, прошедший курсы, тренинги, может попробовать себя на сцене.

Кстати, не удивительно, что ребята из Института культуры практически не приходили. Внутри вуза создали определённый негативный фон, который распространяется на студентов. По сей день мои друзья, знакомые говорят, что первокурсников пугают в духе «если будете плохо себя вести, то, как Погребняк, станете играть не на сцене, а в подворотне или подвале». Пугают всех мной, как бабайкой…

— Ваш профессиональный успех, приглашение работать в столице никак не повлияли на позицию вуза?

— Нет, мне поэтому и пришлось уехать. До этого я несколько раз приходила к начальнику управления культуры Белгородской области, просила помочь найти работу где угодно, хоть в детском театре или каком-нибудь доме культуры. В ответ я, к сожалению, всегда слышала «нет».

И я уехала из Белгорода туда, где мне предложили работу.

«Всячески пытаюсь участвовать в культурной жизни столицы»

— В 2021 году вас пригласили работать в Москву. Расскажите, как сейчас развивается ваша карьера в столице?

— Я работаю режиссёром культурного центра ЗИЛ – это один из крупнейших культурных центров Москвы. Раньше дворец принадлежал автозаводу ЗИЛ, а сейчас это автономное учреждение. Здесь я организовала театральный проект «Ноунейм», куда провела кастинг профессиональных артистов. Несколько спектаклей уже выпустила. Ещё в стенах этого центра я делаю всероссийский фестиваль театрального искусства «Главный герой», всячески пытаюсь участвовать в культурной жизни столицы.

Культурный центр ЗИЛ Фото: сайт Москвич Mag

— Недавно вышла новость о том, что вы вместе с актёром Денисом Степановым в конкурсе «Перспектива» выиграли миллион рублей. Расскажите, каких высот удалось достичь будучи режиссёром «Новой сцены 2» и после выхода «в свободный полёт»?

— В первый раз мы с ребятами участвовали в фестивале «Таврида» в 2015 году и взяли два гранта: на создание фестиваля «Наш кислород» и на театр «Новая сцена - 2» с актрисой Настей Гармаш. В 2019 году на той же «Тавриде» мы взяли ещё один грант – на постановку спектакля-вербатима с воспитанницами оскольской женской колонии.

Режиссёр всегда должен иметь возможность ставить спектакли в профессиональном театре, поэтому я периодически подаю заявки на режиссёрские лаборатории.

Так в августе этого года я съездила в Краснодарский театр драмы. В рамках 28-го международного фестиваля Достоевского, проходившего в Великом Новгороде, участвовала в конкурсе «Перспектива». Там молодые режиссёры представляли небольшой 25-минутный эскиз, который отсматривали представители компетентного жюри: специалисты театра, критики, режиссёры, актёры, сценографы. После просмотра эскиза жюри принимало решение, кому выдадут грант в один миллион рублей на завершение полноценного спектакля. Грант выиграл независимый театр «Куку», который мы создали совместно с актёром Денисом Степановым за эскиз «86-е мартобря». Эскиз мы поставил по повести Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего». Для нас это, конечно, большая радость и честь. На самом деле, мы ни на что не рассчитывали.

Оксана Погребняк и Денис Степанов. Фото из личного архива Оксаны Погребняк

Этот эскиз мы в свободное время продолжаем репетировать на площадке культурного центра ЗИЛ. По утрам, в 6-7 часов, до работы, встречаемся каждый день и репетируем. Хочется поставить этот текст современным языком, исследовать в сегодняшнем дне, найти точки соприкосновения с собой.

— Оксана, кем из драматургов вы вдохновляетесь в своём творчестве?

— Знаете, сейчас я состою в режиссёрской лаборатории драматурга и педагога Адольфа Яковлевича Шапиро, который организовывает Союз театральных деятелей. Сейчас он обращает меня в классическую драматургию. В последнее время мы проводили исследование творчества Антона Павловича Чехова, изучали его «Вишнёвый сад» (16+), сравнивали последние акты «Вишнёвого сада», «Трёх сестёр» (16+) и пьесы «Иванов» (16+). Вместе с другими режиссёрами делали эскизы, этюды, зарисовки из этих пьес в нетеатральных пространствах: на улице, возле заброшенного дома в парке, возле лавочек, деревьев, ну и на сцене, конечно, тоже. Этот процесс действительно меня сильно вдохновил, я осознала, что Чехов очень современен.

«Если позовут сделать что-то на белгородской сцене, я буду счастлива»

— Оксана, какие постановки планируете срежиссировать в будущем?

— Есть несколько проектов, которые я планирую реализовать на площадке культурного центра ЗИЛ. В частности, хочу приступить к созданию спектакля в жанре документального театра.

Новый спектакль будет называться «Носители». Мы его создадим совместно с врачами-генетиками, которые расскажут о генетических заболеваниях, соединят нас с людьми, столкнувшимися с болезнями на почве генетики. Соответственно, возьмём у них интервью, на основе их текстов создадим историю и расскажем её сценическим языком.

Репетиция в культурном центре ЗИЛ. Фото из личного архива Оксаны Погребняк

Ещё планирую сделать постановку по пьесе шведского писателя Августа Стриндберга «Кто сильнее» (12+). Создать её предложила заслуженная артистка Российской Федерации Людмила Васильевна Одиянкова. В спектакле всего две актрисы – одна очень пожилая, другая очень молодая, при этом одна артистка весь спектакль молчит, другая, наоборот, постоянно говорит. Это интересная задача, которую нужно решить сценическим языком.

Если говорить о постановках в больших драматических театрах, то со мной ведёт переговоры Хабаровский ТЮЗ. Там тоже, вполне возможно, будет поставлен спектакль по пьесе современного драматурга Елены Исаевой «Девятый выпуск» (16+).

— А если позовут вернуться в Белгород, согласитесь?

— На самом деле, я мечтаю поставить спектакль на сцене театра имени Щепкина. Я очень люблю и уважаю актёров нашего театра, поэтому если позовут сделать что-то на белгородской сцене, я буду счастлива.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Краснодарском крае

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Джокович снялся с полуфинала Australian Open в Мельбурне






Туроператоры назвали реальные альтернативы летней Турции для российских туристов

Камчатка не попала в топ-50 привлекательных для туристов регионов России

Нижний Новгород может принять матч сборной России по футболу в 2025 году

Эвакуировано 102 человека: В Краснодаре начался пожар в трёх ресторанах