"Золото партии", двухлетний отпуск депутата в ОАЭ за наш счёт: Грязные тайны выходца из ЛДПР
В истории теперь уже бывшего депутата Госдумы от ЛДПР Юрия Напсо есть всё. И судебные дела по изъятию активов, и предполагаемые связи с судейским корпусом, из-за чего его подозревают в незаконном завладении земельными участками и топливными компаниями, и его отсутствие на заседаниях Госдумы в течение двух лет. Странным кажется лишь то, что такой слуга народа долгое время находился под крылом крупнейшей партии, которая декларирует установки своего нынешнего лидера Леонида Слуцкого о "выжигании коррупции калёным железом".
Депутат-невидимкаГосдума единодушно проголосовала за постановление о лишении мандата депутата от ЛДПР Юрия Напсо — парламентария, входившего в нижнюю палату на протяжении последних четырёх созывов. В пятом созыве он занимал должность зампреда Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, в шестом, седьмом и восьмом — первого зампреда этого комитета, избирался от ЛДПР. Однако всё это в прошлом, так как слуга народа лишился мандата за прогулы.
Начиная с апреля 2023 года Юрий Напсо периодически находился на больничных, а в дни между ними отсутствовал на работе. В общей сложности он не был в стенах Государственной Думы около двух лет, более 200 дней из них — без уважительной причины,
— указано в сообщении нижней палаты парламента.
Однако речь идёт не только о прогулах — мол, фиктивно болел, сидел дома, никуда не ходил. Нет, Госдума совершенно прямо сообщила:
Известно, что на протяжении порядка двух лет Юрий Напсо проживает за пределами РФ, в ОАЭ.
А ведь сам Напсо ранее опровергал, что переехал жить в ОАЭ. Он говорил, что лишь периодически выезжает за границу и только "в дружественные страны", где лечится.
Я ничего об этом не слышал. Я нахожусь на лечении, занимаюсь здоровьем. Периодически нахожусь на больничных листах,
— говорил он.
Но Комиссия ГД по вопросам депутатской этики, как мы видим, расставила всё по своим местам. После того как палата парламента опубликовала сведения по Напсо, он уже не рисковал опровергать их, хоть и попытался обжаловать решение в Верховном суде. От ЛДПР также никаких опровержений не поступало.
Отметим и интересный момент: за лишение Напсо мандата проголосовал 321 депутат, однако фракция ЛДПР по постановлению не голосовала, воздержалась в полном составе, что нельзя расценивать иначе, как скоординированную позицию, исходящую от руководства фракции.
Хотя на первый взгляд это даже странно. Ведь если проанализировать активность Напсо в Госдуме, то она окажется весьма скромной. Как именно экс-депутат работал с избирателями, находясь всё время за границей, история умалчивает, но сам он утверждал, что делал это в дистанционном формате.
В 8-м созыве его фамилия стоит под тремя десятками законопроектов, однако все они либо "думские" — разработаны и поддержаны всей нижней палатой, либо "фракционные" – внесённые ЛДПР в целом. А за весь 7-й созыв Напсо поддержал всего шесть законопроектов, из которых были приняты только три. Словом, согласимся тут с Комиссией Госдумы по этике: на серьёзную работу депутата это не слишком похоже.
И тем не менее когда в декабре прошлого года в очередной раз встал вопрос о возможном лишении мандатов сразу двух депутатов-прогульщиков от ЛДПР Юрия Напсо и Бориса Пайкина (бизнесмен из Санкт-Петебурга), глава фракции Леонид Слуцкий прокомментировал ситуацию так:
У меня нет информации о том, что они планируют покинуть партию. Если бы они собирались выйти из ЛДПР, смею заверить, мне бы об этом было известно. Если они решат, я сообщу.
Крупный бизнесмен с депутатскими полномочиямиКак сообщают источники, главная ценность Напсо и Пайкина для партии в их формальном пребывании в Государственной Думе заключалась вовсе не в законодательных инициативах. А в их бизнес-активах.
К Юрию Напсо вопросы были и есть не только по поводу посещения заседаний ГД. Народный избранник стал фигурантом громкого коррупционного дела с изъятием у него крупных активов и земельных участков в Краснодарском крае. Ситуация немыслимая, ведь Напсо — депутат, и владеть каким-либо бизнесом ему попросту запрещено законом. Однако же владел.
Осенью 2024 года заместитель генпрокурора России Игорь Ткачёв подал против Напсо иск (имеется в распоряжении Царьграда), после чего суд его удовлетворил и определил изъять в пользу государства три компании — ООО "Национальная топливная компания", ООО "Кубаньойл", ООО "Сочипетрол", а также свыше 50 земельных участков и объектов недвижимости.
Заместитель генпрокурора Ткачёв в иске заметил, что Напсо:
Незаконным путём приобретал дорогостоящие объекты недвижимости, сведения о чём не декларировал и не сообщал в контрольные органы. То есть после прихода к власти он не отказался от предпринимательской деятельности, которой он занимался после избрания депутатом. Напротив, решил использовать высокое должностное положение для удовлетворения собственных корыстных интересов и достижения обогащения.
И снова сам Напсо принялся всё опровергать. Он заметил, что якобы ничем не владеет, а проходит по делу как "аффилированное лицо", которым его вообще "посчитала судебная нейросеть". И это притом, что в определении суда вообще-то именно имя Юрия Напсо перечислено в списке ответчиков (а никаких не "аффилированных лиц").
Получается, депутат говорил неправду? Интересные выводы можно сделать и из антикоррупционной декларации Напсо, опубликованной на сайте Госдумы. В декларации чёрным по белому указаны весьма любопытные вещи.
К примеру, в собственности депутата оказались: "земельный участок, вид разрешенного использования — магазин" (890,00 кв. м), "земельный участок, вид разрешенного использования — магазины" (1898,00 кв. м), "автозаправочная станция (93,80 кв. м), "автозаправочная станция" (47,70 кв. м), "сооружения топливной промышленности" (451,30 кв. м), "бензозаправочная станция" 30,10 кв. м), "АЗС многотопливная" (333,90 кв. м), три газовотопливных хранилища и так далее.
Если верить "народному избраннику", то все эти АЗС, хранилища топлива и коммерческая недвижимость — это, конечно, никакой не бизнес. И здесь мы снова заметим, что руководство ЛДПР наверняка знало о запрещённой законом деятельности Напсо, однако ничего с этим не делало.
"Незаконное обогащение"На вопрос "почему?" может быть множество ответов. К примеру, в открытом доступе со ссылкой на саму ЛДПР можно встретить утверждение, что Напсо якобы заплатил за мандат 400 млн рублей. Документально подтверждённых доказательств этому, впрочем, нет (разве если предположить, что сам Напсо, став, возможно, фигурантом уголовного дела, предъявит некие расписки), однако непонятное игнорирование его деятельности и прогулов со стороны руководства фракции тоже ведь должно как-то объясняться. Причём на протяжении аж четырёх созывов в Госдуме.
В своём иске заместитель генпрокурора России утверждал, что Напсо также владел 49% в ООО "Спецсервисгаз" и являлся акционером ОАО "Мясокомбинат "Туапсинский", где раньше работал его отец, пока не был убит на пороге краевого Арбитражного суда, в котором он выиграл суд против фермера из КЧР (тот взял нож и отомстил).
В декларации Напсо и его супруги обнаруживаются любопытные вещи. К примеру, в 2020 году супруги задекларировали свыше 21,4 млн рублей годового дохода. За женой Напсо Вероникой Иванчиковой числятся 13 земельных участков, а также ещё целая россыпь АЗС и объектов топливной инфраструктуры.
Однако в иске ведь было заявлено, что депутат Напсо получил все эти активы именно что незаконным путём. Но как именно? Как отметили источники Царьграда, у депутата могли быть хорошие связи в судейском корпусе, из-за чего по суду он и завладел таким большим количеством объектов.
К слову, в 2017-м Юрий Напсо открыто выступил в защиту "золотой судьи" Елены Хахалёвой, заявив о ней следующее:
Хахалёва — большой профессионал, мы неоднократно встречались с ней на круглых столах в Краснодарском крае. Я работаю депутатом от Краснодарского края уже более 10 лет, мы слышим в регионах разное о судьях — всякие бывают ситуации, когда судьи выносят неправомерные решения. Но в адрес Хахалёвой я никогда не слышал ни одного негативного отзыва. Человек точно на своём месте.
Сведения подтверждаются теми данными, которые включил в свой иск заместитель генпрокурора России Ткачёв: он указывал, что Напсо, заполучив активы, стал резко наращивать прибыль, занимаясь поставками топлива. Причём Ткачёв подчеркнул именно незаконный характер получения депутатом и связанными с ним лицами прав аренды земли.
Ну а тот факт, что незаконное изъятие земель Напсо осуществлял, как считает Генпрокуратура, в судебном порядке, косвенно подтверждает и сведения нашего источника о связях депутата-олигарха с судьями.
"Семейным" активом Напсо является и компания "Туапсегоргаз", которой номинально владеет мать экс-депутата Сальмет Напсо. Собственно, сам Юрий Напсо занимал ранее пост главы совета директоров этой компании.
"Выжигать калёным железом"Таким образом, появляются закономерные вопросы уже и к руководству ЛДПР. Ведь председатель фракции Леонид Слуцкий не далее как в марте 2025 года выступил с призывом объявить жёстокую войну коррупции. Партия тогда внесла в Госдуму законопроект об исключении из Уголовного кодекса нормы о штрафах в качестве основного вида наказания за коррупцию. Также законопроект исключает условный срок в качестве наказания. То есть если коррупционер — то только срок. Реальный. Слуцкий прокомментировал это так:
Коррупцию нужно выжигать калёным железом. Только страх неотвратимого и жестокого наказания остановит коррупционеров. Поэтому вносим законопроект, исключающий всякую возможность назначать мздоимцам в качестве наказания условный срок. Также считаем важным лишить нечистых на руку чиновников возможности "откупиться" штрафом от реального срока. Если чиновник берёт взятки, использует свою власть для совершения грязных дел, его место в тюрьме.
Не исключено, что Юрий Напсо там, в тюрьме, и окажется, ведь слово "незаконный" слишком часто фигурирует в иске со стороны Генпрокуратуры, то есть делам экс-депутата вполне могут дать уголовный ход. Но это только в том случае, если Напсо будет так неосторожен, чтобы вернуться из ОАЭ.
Что с того?Вопрос, на самом деле, в другом. Как руководство партии, глава которой так яростно постулирует борьбу с коррупцией, допускало деятельность Напсо на протяжении четырёх созывов? Депутату не только надо было формировать крайне странные декларации, в которых он значится владельцем АЗС и топливных компаний, не только нарваться на иск Генпрокуратуры, но и надо было исчезнуть из страны на два года, не появляться в Госдуме, чтобы на это обратили внимание.
И то, заметим, вовсе не руководство партии, а Генпрокуратура. А что партия? Даже после решения суда о конфискации активов Напсо, когда именно Генпрокуратура заявляет о доказанности схем незаконного владения активами, партия мистическим образом саботирует голосование по лишению его мандата. Или не таким уж мистическим и мы чего-то просто не знаем?