Они выросли на войне. Зоя Прокофьева
Великую Отечественную войну Зоя Федоровна Прокофьева встретила в Ленинграде. В родную деревню в Гдовском районе возвращалась пешком. Ей было 16, когда на плечи упала забота о младших детях. В декабре 2024 года отметила вековой юбилей! Но ужасы войны помнит по сей день. Расскажет Валерия Горькая.
- Мне было, вот исполнилось 16 лет в декабре, а в июне война началась.
Теплые июньские дни 1941 года тогда еще Зоя Андреева проводила в Ленинграде. После того, как окончила семь классов в родной деревне Задубье, приехала учиться на кондитера. Беззаботную студенческую жизнь омрачила война.
"Мы были как раз на улице, еще мы дети, глупые. Это совсем, дураки дуракам с деревни. На улице девчонки кричат в два часа будет передача по радио, будет говорить Молотов. Пошли домой в общежитие. И вот там он объявил - началась война. А мы и не знали, что тако война. Нам в школах никогда ничего не говорили, мы и не знали", - Зоя Прокофьева.
Совсем юную Зою и еще четверых девчонок отправили в Гатчину работать на хлебзавод. Денег не хватало, а производство скоро закрыли. Все работники отправились рыть окопы. И девушки в поисках родственников пошли обратно в Ленинград. Там же жила двоюродная сестра, но адреса Зоя так и не вспомнила. Случайно попала на кухню, где по воспоминаниям, кормили студентов и беженцев. Тоже ездила на окопы, пока не объявили эвакуацию из Ленинграда. В эшелоне она отправилась в сторону Красного Села.
"Там столько людей, все грузились, тоже эвакуироваться с Ленинграда, думали, что где-то в тыл поедем, там устроимся и будем работать в деревнях. И вдруг мы на платформы так вышли, из вагона выйдем и опять залезем, ну и стоим, и смотрим. Бадаевский склад загорелся, дым такой! Люди, кто ленинградские - ну теперь, говорят, голод будет, все сгорит. Видимо, больше не было складов, там только", - Зоя Прокофьева.
На первой же остановке спустя сутки всех пассажиров выгнали из вагонов. Немцы разбили поезд и до Красного Села девушки шли по рельсам пешком. Тогда Зою Федоровну осколком ранило в ногу. Кто нес на носилках, она не помнит. Зато навсегда запомнила раненых солдат, которых без конца привозили в госпиталь.
"Там было страшно, сколько народа, каша, кто на полу, кто как. Лечили, молодцы, меня поддержали. И вот я пошла и до Гатчины потом дошла в октябре уже. И мне сон приснился, что я, в общем, ранена нога. И вот я все забинтовываю, а кровь все выйдет и идет. Вот я утром-то стою и говорю девчонкам, что я уезжаю, ухожу домой все же. Я должна увидать своих", - Зоя Прокофьева.
Путь занял неделю. Пролегал по захваченной фашистами территории. Ночевала в деревнях. Многие дома пустовали, да и люди не бросали в беде.
"А пленных видала - страшно, сколько в Волосове лагерь. Ужас! И там много наших, все наши пленные. И они что-то мне кричали, но я не слышала. Но меня предупредили, ты пойдешь, но не разговаривай. А тут эти немцы ходят. И так вот я и дошла до деревни. Дом так и стоял. И папа, и дедушка, и две сестры, и брат. И все были дома", - Зоя Прокофьева.
До 1944 года деревня была в оккупации. В это же время глава семьи ушел пехотинцем на фронт. Все хозяйство и забота о младших легли на плечи Зои Федоровны. Работы было много. Обрабатывали землю, растили зерно, пекли хлеб и даже держали скот.
"Ну немцы к нам не ходили. Мы здесь на берегу-то жили, так немец… Они, наверное, побаивались ходить. Ну, немец касался вот яйцо надо сдать, молока надо сдать. Растим теленка, значит, сдадим, отдаем. А что сделаешь? Попробуй не отдать", - Зоя Прокофьева.
Радио в деревне не было. О победе Зоя Федоровна узнала, когда стали прибывать первые поезда с солдатами. Вспоминает, как каждый день спешили на станцию встречать отца. Когда приедет, конечно, не знали, но не теряли надежду. И в конце 1945 семья наконец объединилась.
"Он берег, он молодец был. Старался, и все что-то, в школу-то так, все что-то надо купить. То ботинки, то на платье. У нас колхоз рыбацкий, и вот папа там и был, и бригадиром был, и вот рыбу ловил. А я вот была за старшего, так я с папой уже ездила, бревна возили на коне, и строил папа сам", - Зоя Прокофьева.
В 1946 Зоя Федоровна вышла замуж. С молодым офицером Василием познакомились, когда он вернулся с войны. В любви и гармонии Прокофьевы воспитали двоих детей. Справлялись с домашними хлопотами и преодолевали все трудности вместе. В этом же доме в деревне Полично Зоя Федоровна живет до сих пор. Мужа давно рядом нет, умерли старший сын Валентин, сестры и брат. Но несмотря на тяжелую жизнь в свои 100 лет Зоя Прокофьева полна сил. Без дела не сидит, сама ходит за дровами, работает в огороде и следит за дисциплиной в семье. Рядом с мамой всегда дочь Татьяна. И часто у бабушки Зои гостят внуки и правнук.
Валерия Горькая, Иван Павлов. Вести-Псков