НАШЕСТВИЕ БОЛЬШОЙ ВОДЫ
Конец июля в России ознаменовался сразу двумя серьёзными инцидентами, связанными с водой. Сначала в Челябинской области вышло из берегов Киалимское водохранилище, в результате чего затопило окрестности города Карабаш, а сам город остался без питьевой воды.
А через пару дней пришли нерадостные вести из Карелии: там прорвало дамбу на Беломорканале. В обоих случаях был введён режим ЧС, спасательные и аварийные службы в срочном порядке ликвидируют последствия.
Россия, как утверждают учёные, входит в тройку стран с самым большим запасом пресной воды. Одно только озеро Байкал содержит примерно 20 процентов всей питьевой воды на планете Земля. А ещё есть тысячи больших и малых рек, озёр и других водоёмов. Так что дефицит питьевой водички нашей стране уж точно не грозит. Но есть и другая, не самая приятная сторона медали: постоянные наводнения, которые доставляют жителям многих регионов России немало проблем.
Причиной наводнений чаще всего становятся чисто объективные, природно-климатические, факторы. Весной, во время обильного таяния снегов, в реки стекаются огромные массы талой воды – вот они и выходят из берегов. Иногда причиной наводнений становятся сильные дожди, которые также повышают уровень воды в реках и озёрах. И тогда «лишняя» вода, которой не находится места в естественных границах, разливается на огромных территориях.
Это происходит каждый год в разных регионах страны. Но иногда паводки бывают столь масштабными, что превращаются в ЧП федерального уровня. Вот лишь несколько самых крупных наводнений в России за последнюю четверть века.
КОГДА РЕКИ ВЫХОДЯТ ИЗ БЕРЕГОВ
В июне 2002 года на юге России в течение нескольких дней шли непрерывные дожди. Итогом стал разлив сразу нескольких рек: Кубани, Лабы, Белой, Урупа и Сунжи. Большая вода полностью уничтожила 13 тысяч построек, свыше 40 тысяч домов получили серьёзные повреждения. Жертвами наводнения стали 114 человек, пострадали более 380 тысяч. Общий ущерб специалисты оценили в 18 млрд рублей.
В том же году, 8 августа, произошло самое сильное наводнение в истории Новороссийска. Причиной послужили проливные дожди и прокатившиеся по городу смерчи. В результате разгулявшейся стихии погибли 62 человека. Около 8 тысяч зданий получили повреждения. Общий ущерб превысил 1,7 млрд рублей.
В апреле 2004 года в Кемеровской области из-за обильного таяния снега вышли из берегов реки Кондома, Томь и их многочисленные притоки. В считаные часы вода накрыла огромную территорию, и не только в Кузбассе, но и в Алтайском крае и в Республике Хакасия. Под водой оказались более 10 тысяч домов, погибли 16 человек. Ущерб составил 8 млрд рублей.
6 июля 2012 года стал для тысяч жителей Краснодарского края чёрным днём календаря. Буквально за несколько часов в регионе выпала пятимесячная (!) норма осадков. Результат не замедлил сказаться: в ночь на 7 июля под водой оказались более 7 тысяч жилых домов в Геленджике, Новороссийске и ряде посёлков региона. Больше всех досталось Крымску. В ту ночь в городе и близлежащих населённых пунктах погибло 153 человека. Почти двести жителей региона угодили на больничные койки. 29 тысяч человек остались без крыши над головой. Ущерб от наводнения составил не менее 20 млрд рублей.
Тяжёлым выдалось лето 2013 года для жителей Забайкальского края, Еврейской автономной области, Якутии, Амурской области, Хабаровского и Приморского краёв. В период с мая по сентябрь на территории этих регионов выпало более годовой нормы осадков. В зону наводнения попали 366 населённых пунктов, где проживает более 100 тысяч человек. Общий ущерб от разгула стихии достиг 39 млрд рублей.
В мае 2014 года из-за ливневых дождей, не прекращавшихся в течение десяти дней, вышли из берегов реки Алтайского края, а также соседних регионов – Республики Тыва, Горно-Алтайской автономной области и Республики Хакасия. Столь мощного наводнения там не было в течение полувека. В зоне затопления оказалось 17 тысяч домовладений, семь человек погибли, около 47 тысяч жителей лишились имущества. Чрезвычайное положение на Алтае действовало больше месяца. Общий ущерб от разлива воды специалисты оценили в 5 млрд рублей.
В 2016 году мощное наводнение накрыло Приморский край. Его причиной стал тайфун «Лайонрок», пришедший в регион 29 августа 2016 года со стороны Японского моря. Он стал самым разрушительным за последние сорок лет. Под водой оказались 15 тысяч жилых домов. Ущерб составил 13 млрд рублей. В ходе спасательной операции погиб глава Управления МЧС России по Приморскому краю Олег Федюра.
25 июня 2019 года началось сильное наводнение в Иркутской области. Сначала несколько дней в регионе непрерывно шли дожди, а потом началось обильное таяние снегов в горах Восточного Саяна. В результате пострадали 11 муниципальных образований, в том числе город Тулун. Вода поднялась так высоко, что легко преодолела дамбу и затопила город. Ущерб достиг 35 млрд рублей. Полностью или частично затопило 135 населённых пунктов, 23 автомобильных моста и 56 участков автомобильных дорог. Погибли 26 человек, четверо пропали без вести.
ВО ВСЁМ ВИНОВАТА ПОГОДА?
Как видим, в большинстве случаев причиной наводнений становятся климатические факторы: обильное таяние снега или проливные дожди. Но стоит ли всё списывать исключительно на погодные аномалии?
...9 августа 2023 года, юг Приморского края. В тот день над регионом пронёсся сильнейший тайфун, в результате которого начались сильные дожди и местные реки вышли из берегов. Был затоплен город Уссурийск. Под водой оказались в общей сложности 5 тысяч домов, пострадали 44 тысячи жителей.
Однако столь серьёзных последствий можно было бы избежать, если бы в городе была построена защитная дамба. Но построить её не успели, хотя деньги на проект выделялись в полном объёме. Подрядчик, отвечавший за строительство дамбы, был оштрафован на 9 миллионов рублей. Но что такое 9 миллионов по сравнению с многомиллиардным ущербом, который был нанесён Уссурийску из-за халатности подрядной организации?
Меньше, чем через год, в апреле 2024, история повторилась один в один, но уже в Оренбуржье. Сначала большая вода пришла в Орск, а затем, спустя неделю, – в Оренбург. 14 апреля вода превратила улицы областного центра в каналы. Столь мощного половодья в регионе не было в течение последних ста лет.
На протяжении нескольких дней драматические события в Оренбуржье находились в центре внимания федеральных СМИ. По телевизору ежедневно показывали, как местные и федеральные власти спасают регион и его жителей от последствий стихии. Правда, картинка, которую миллионы россиян видели по телевизору, и реальность, в которой оказались тысячи жителей Оренбуржья, существенно отличались друг от друга. Неслучайно многие очевидцы тех событий в приватных разговорах и в соцсетях жаловались на нерасторопность спасателей и бездействие местных чиновников.
ЛЮБИМЫЙ ГОРОД МОЖЕТ СПАТЬ СПОКОЙНО
Но самое печальное заключается в том, что столь масштабных последствий можно было бы избежать, если бы своевременно были приняты адекватные меры. Причём, чиновников о надвигающейся беде предупреждали ещё за несколько дней до потопа. Например, о том, что защитная дамба, которая должна была в случае подъёма воды не дать ей разлиться по окрестностям, не выдержит напора.
Однако власти не придавали этому никакого значения, продолжая успокаивать жителей. Так, за пару дней до потопа мэр Орска Василий Козупица заявил, что город может спать спокойно, потому что с дамбой, дескать, всё в полном порядке. В своём Telegram-канале мэр так и написал: «Опасений у людей, что их может затопить, нет».
Спустя несколько дней, когда Орск был затоплен водой по самую макушку, горожане припомнили Козупице его слова. Причём, многие делали это, не стесняясь в выражениях. Одна дама прямо обвинила городские власти в бездействии, да ещё напомнила мэру, что его сын нежится под тёплым дубайским солнышком, в то время как жители Орска потеряли свои дома и имущество.
Козупица, по словам очевидцев, от такой наглости вначале растерялся, а потом завёл любимую песню российских чиновников о том, какие у них талантливые дети. Дескать, они всё всегда добиваются сами – своим трудом и недюжинными способностями. Вот и отпрыск Козупицы оказался столь талантлив, что власти Дубая умоляли его приехать к ним и поднять, наконец, экономику их страны. А в благодарность выделили отпрыску элитное жильё стоимостью в несколько миллионов долларов, где он сейчас и проживает. Разумеется, сам мэр Орска к этой трогательной истории не имеет никакого отношения.
Поверили ли жители Орска в феноменальные способности мэрского сынка – неизвестно, но переезд Козупицы-младшего в Объединённые Арабские Эмираты удивительным образом совпал по времени со строительством той самой дамбы в Орске, которая должна была спасти город от потопа. На её строительство из бюджета было потрачено около миллиарда рублей. Вот только дамба, в которую вбухали столько денег, на деле оказалась простым земляным валом. И даже не шибко искушённому в строительном ремесле человеку было понятно, что эта бутафория серьёзной воды не выдержит.
Неудивительно, что главный вопрос, адресованный жителями Оренбуржья властям, звучал примерно так: «На что же был потрачен миллиард бюджетных денег, если эффект от строительства оказался нулевым?» Дать обстоятельный ответ на этот вопрос министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин пообещал через месяц. «Проведём исследования, – заявил министр. – Я думаю, в течение месяца мы скажем. Сейчас пусть вода уйдёт, и всю эту конструкцию мы изучим».
И действительно, уже к концу апреля вода в Орске пошла на спад. Однако внятного ответа на вопрос, куда девался миллиард, до сих пор так и не прозвучало…
БЫЛА ПЕРЕМЫЧКА, ДА СПЛЫЛА
И вот новый инцидент из той же серии: авария на трассе Беломоро-Балтийского канала. 29 июля рано утром была размыта временная перемычка между 10-ым и 11-ым шлюзами. В результате вода, смыв наземные постройки, хлынула по направлению к дачному кооперативу «Балтийский», расположенному неподалёку.
В течение нескольких часов не было никакой информации о судьбе тех, кто в момент аварии находился в непосредственной близости от злополучной перемычки. Девять человек числились пропавшими без вести. Затем в региональном МЧС сообщили о том, что двое пропавших, в том числе ребёнок, найдены живыми.
Впрочем, последствия аварии напрямую коснулись не только тех, кто проживал в непосредственной близости от злополучных шлюзов. Например, пассажиры круизного лайнера «Русь Великая» (а это 196 человек), вероятно, так и не увидят знаменитый Соловецкий монастырь. Из-за прорыва дамбы и остановки движения судов по каналу теплоход, направлявшийся на Соловки из Санкт-Петербурга, был вынужден вернуться обратно в Онежское озеро.
Не увидят Соловецких островов (по крайней мере, в ближайшее время) и туристы, купившие путёвки на теплоход «Александр Пушкин»: в связи с аварией на Беломорканале компания-владелец судна отменила рейсы на Соловки, запланированные на август.
КАНАЛ НА РЕКОНСТРУКЦИИ
Напомним, что Беломоро-Балтийский канал, или Беломорканал, как его чаще называют, был построен в начале 1930-ых годов. Цель строительства – соединить Белое море и Онежское озеро и создать таким образом водный путь в Балтику. Для этого за неполные два года и был прорыт канал длиной 37 километров, а также построены 19 шлюзов и вся необходимая инфраструктура.
Для того времени Беломорканал был суперсовременным гидротехническим сооружением. Его строительство позволило значительно сократить время транспортировки грузов из Архангельска и других северных портов во внутренние регионы страны. Однако в последнее время значение Беломорканала как транспортной артерии существенно снизилось. Дело в том, что по каналу могут проходить суда водоизмещением не более трёх тысяч тонн. Сто лет назад этого было достаточно, но теперь возможности Беломорканала полностью исчерпаны, и сооружение практически не используется. Например, в 2019 году по каналу были перевезены грузы общей массой 350 тысяч тонн. Это примерно 50 железнодорожных составов, что крайне мало для столь гигантского транспортного сооружения. А потому ещё несколько лет назад возникла идея реконструировать канал, чтобы водным коридором могли пользоваться суда водоизмещением в пять и более тысяч тонн. Работы начались в 2022 году и, согласно плану, должны быть завершены к концу текущего года.
Что касается пресловутой перемычки между шлюзами, где и произошла трагедия, её строительством, согласно контракту, занималось АО «Акватик». Общая стоимость работ по реконструкции всего гидроузла была оценена в 2,5 млрд рублей, из которых 329 миллионов – это строительство временной перемычки. Причём, буквально за пять дней до аварии подрядчик бодро отчитался о том, что работы по реконструкции завершены на 80 процентов.
И вот вопрос: как так получилось, что несмотря на огромные деньги, выделенные на реконструкцию канала, между 10-ым и 11-ым шлюзами вдруг смыло перемычку? Что это – просчёты проектировщиков, халатность строителей, а может быть, чей-то злой умысел? Официальные лица на этот вопрос ответили, как всегда, лаконично: «Причины прорыва дамбы пока не установлены, ведётся расследование».
И СНОВА О ДАМБЕ
А за пару дней до аварии на Беломорканале прорвало дамбу на Киалимском водохранилище в Челябинской области. В результате мощный поток воды затопил посёлок Киалим, в котором проживает несколько десятков человек. Кроме того, под угрозой затопления оказались ещё три населённых пункта: Мухаметово, Байдашево и Карасёво. Пришлось срочно эвакуировать жителей и вводить режим ЧС. Итоги аварии таковы. Вода разрушила 13 домов и мост через реку Каменка, пострадали девять человек. Подтоплен участок автодороги Миасс – Карабаш – Кыштым.
Киалимское водохранилище – главный источник питьевой воды для города Карабаш. Построили водохранилище в 1979 году, а десять лет назад провели масштабную реконструкцию, на которую, как водится, было выделено немало бюджетных средств. Как эти денежки осваивали местные чиновники – пока неясно. Но судя по тому, что хлипкая земляная дамба смыта водой и тысячи кубометров чистейшей питьевой воды разлились по окрестностям, деньги были освоены не совсем так, как надо.
Власти клянутся и божатся, что прорыв защитной дамбы стал возможным исключительно потому, что в течение нескольких дней в регионе шли проливные дожди. Поэтому, дескать, вода поднялась, и дамба не выдержала её напора. Но ведь дамбы для того и строятся, чтобы в случае подъёма воды не давать ей разлиться по близлежащей местности. Иначе какой смысл возводить защитные сооружения и тратить на них огромные деньги, если любой дождик легко выводит все эти дамбы из строя?
Дамба на Киалимском водохранилище
Тем более что уровень воды в Киалимском водохранилище, как уверяют очевидцы, повышался постепенно, на протяжении нескольких дней. В таких случаях сотрудники гидротехнических сооружений обычно сбрасывают часть воды из водохранилища, чтобы не дать ему переполниться. Однако этого почему-то не было сделано.
История в Челябинской области один в один повторила ситуацию в Оренбуржье весной сего года. Там из-за обильного таяния снега переполнилось Ириклинское водохранилище. А руководство Ириклинского гидроузла, вместо того чтобы сбросить часть воды и освободить место в водохранилище для паводковых вод, упорно делало вид, что ничего не происходит. В итоге через пять дней водохранилище переполнилось настолько, что всем стало ясно: очень скоро вода польётся через край. Так оно и случилось.
И снова возникает вопрос: что это – разгильдяйство, халатность, профнепригодность или что-то другое? Ведь если бы гидротехническое начальство действовало в соответствии с должностными инструкциями и здравым смыслом, таких разрушительных последствий можно было бы избежать. Очень хочется верить, что прокуратура и следственные органы найдут ответы на эти вопросы.