Сотрудники «скорой помощи» до сих пор в пасынках у Минздрава
Депутаты Госдумы вновь указали Минздраву на игнорирование интересов работников «скорой», предложив принять комплексную федеральную программу по развитию службы «скорой помощи». Низкие зарплаты и перегрузки провоцируют отток кадров, в ряде субъектов РФ наблюдается критическая неукомплектованность штатных расписаний отделений СМП.
Неравенство в зарплатах медработников
В конце марта 2024 года сотрудники «скорой помощи» начали массово создавать письменные и видеообращения к президенту РФ Владимиру Путину, в которых просят главу государства увеличить социальную ежемесячную выплату сотрудникам бригад и станций СМП до уровня, установленного для других врачей и среднего медперсонала.
В пользу выравнивания размера выплат также активно выступает профсоюз медработников «Действие», откуда в правительство РФ уже ушло два обращения. В последнем из них профсоюз отмечает: «Острота кадрового дефицита в службе скорой помощи ничем не меньше, чем в первичном звене».
По данным региональных отделений профсоюза «Действие», некоторые фельдшеры СМП уже подумывают сменить место работы и пойти работать медсестрами, которые по новым правилам могут получать до 30 тыс. рублей в месяц.
По обновленной версии постановления правительства РФ о введении системы соцвыплат размер зарплат, например, у врачей центральных районных больниц и медсанчастей ФМБА увеличится до 50 тыс. рублей в населенных пунктах, где проживают до 50 тыс. человек. Врачи станций СМП получают по-прежнему 11,5 тыс. рублей в месяц, фельдшеры и медсестры СМП – 7 тыс. рублей.
Время ожидания вызова «скорой помощи» не засчитывается как рабочее
У директора Департамента экономики и цифровой трансформации Минздрава Казимира Яблонского свои цифры. По его данным, субсидии на финансирование «скорой помощи» увеличиваются из года в год – в 2024 году финансирование выросло на 11% по сравнению с 2023 годом. Кроме того, зафиксирован опережающий рост заработной платы сотрудников СМП: среди врачей – на 17%, у среднего медперсонала – на 14%.
На вопрос о повышении социальных выплат Яблонский ответил, что полномочия по СМП переданы регионам. «Поэтому в случае необходимости обеспечения бригад СМП финансирование должно происходить за счет средств субъектов, потому что федеральная субвенция, которая доводится до регионов, рассчитана на определенный объем медицинской помощи, а не на так называемый режим ожидания, в котором должна находиться «скорая помощь», чтобы осуществить выезд», – подчеркнул Яблонский.
Многие сотрудники СМП трудятся на полторы ставки
Результаты опроса 1100 работников станций СМП из 74 регионов показали удручающее состояние экстренной службы в малых городах и сельской местности. Большая часть респондентов сообщила о том, что работает на полторы ставки или чуть меньше, а многие бригады укомплектованы одним медработником вместо двух. Всё чаще это даже не врач, а фельдшер.
За последние два года в связи с отменой ковидных выплат и лишением врачей СМП права на получение социальных надбавок с проблемой нехватки карет «скорой помощи» столкнулись даже жители крупных городов.
В частности, в Новосибирске «скорую» приходится ждать по 6 – 12 часов, из-за нехватки водителей серьёзные проблемы с оперативной врачебной помощью в последние полгода фиксируются и в Казани. В отдалённых населённых пунктах ситуация ещё хуже. В отдельных районах на вызовах работает всего одна бригада вместо трёх – четырёх.
Чиновники придумали, как решить проблему нехватки медиков «скорой помощи»
В бригадах СМП будут работать выпускники медвузов, которые не отучились в ординатуре по этой специальности или не прошли соответствующую профессиональную переподготовку.
Минтруд актуализировал профстандарт врача скорой медицинской помощи и разместил документ на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Согласно изменениям, к работе в «скорой помощи» предлагается допускать всех выпускников-медиков, кроме стоматологов. Будет достаточно шестилетнего образования – специалитета, полученного после 1 сентября 2023 года. «А нужные навыки выпускники получат на практике», – считают в министерстве.
В пояснительной записке Минтруда указал, что, по данным на 2022 год, в стране насчитывалось чуть более 9,3 тыс. врачей скорой помощи, при этом в 2014 году их число составляло почти 14 тыс. В случае принятия документ вступит в силу 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года.
Правда, специалисты полагают, что такая схема вряд ли сработает со службой «скорой помощи». Выпускники вузов не захотят туда идти: у медработников СМП нагрузка выше, а зарплаты ниже. Впрочем, еще в советские времена существовала практика, когда даже студенты медвузов могли подрабатывать на «скорой», но лишь под руководством опытного врача в бригаде.
«Для медработников «скорой помощи» крайне важны большой опыт и высокая квалификация. Вызовы поступают от людей с разным состоянием. Часто от оперативных действий врачей зависит жизнь человека. Если отправить на скорую вчерашних студентов, то вся работа этой службы сведётся в основном к транспортировке больных до стационаров, а смертность увеличится.
К тому же самим выпускникам медвузов намного выгоднее сейчас идти на работу участковыми терапевтами в небольшие населённые пункты и получать хорошие социальные выплаты. После введения надбавок и городские медики туда потянулись. Это тоже сейчас большая проблема, так как растет дефицит медицинских кадров в городах с населением свыше 100 тыс. человек.
Реальное повышение зарплат всем сотрудникам СМП – единственный способ сохранить нормальную работу службы. Да и вообще работа каждого медика должна достойно оплачиваться. Любая дифференциация приводит только к перекосам в системе», – считает главврач одной из больниц Курганской области.
Зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный отмечает, что «чиновники откровенно пытаются «замылить» тему». По его словам, оплата труда работников «скорой» — это действительно полномочия регионов.
Но социальные выплаты осуществляются из федеральных средств, и совершенно неясно, чем кардинально отличается работа медиков, оказывающих первичную помощь, и работников «скорой помощи».
Особенно с учетом того, что во многих ситуациях именно работа «скорой помощи» компенсирует недостатки медицинского обеспечения в первичном звене.