Батя. Из героев в заключённые...
Один из наиболее видных партизанских командиров начального этапа Великой Отечественной Войны, "Батя" был сперва в почёте и обласкан вниманием власти, но затем милость сменили на гнев, и Коляда из командира партизанского соединения превратился в заключённого исправительно-трудовых лагерей.
Никифор Захарович Коляда родился 9 февраля 1891 г. на хуторе Костево Валковского уезда Харьковской губернии в бедной крестьянской семье. С детства работал по найму. Окончил три класса городского училища. В 1912 г. был призван на военную службу. Стал полковым писарем. В 1914 г. после начала Первой Мировой войны был направлен в школу прапорщиков.
В 1915 г. окончил 1-ю Московскую школу прапорщиков.
Мне не удалось найти подробной информации об участии Н.З. Коляды в Первой Мировой войне. Из найденных документов известно, что подпоручик 186-го пехотного Асландузского полка (47-й пехотной дивизии) Никифор Захарович Коляда был ранен 29 октября 1916 г. на Юго-Западном фронте, а в январе 1917 г. тот же Н.З. Коляда был уже поручиком. В одной из биографий сказано, что во время Первой Мировой войны он был ранен трижды, награждён орденом, получил чин штабс-капитана. После Февральской революции 1917 г. сблизился с большевиками. Был избран председателем полкового солдатского комитета.
Осенью 1917 г. или в начале 1918 г. Никифор Коляда вернулся в свой Валковский уезд. Стал членом Валковского городского Совета рабочих и солдатских депутатов, сформировал отряд Красной гвардии. 7 апреля 1918 г. в Харьков вступили германские войска, а с ними вместе Запорожский корпус Армии УНР. Харьковская губерния оказалась под контролем УНР (с 29 апреля - Украинской Державы).
Никифор Коляда как активный большевик был арестован украинскими властями и брошен в тюрьму. Вскоре он совершил побег и возглавил один из первых красных партизанских отрядов, действовавших на Украине против гетманских властей и германских войск. В 1919 году Никифор Коляда возглавлял партизанские отряды в Подольской губернии, воевавшие против "петлюровцев" (армии возрождённой УНР). В 1920 году стал членом РКП(б). В период Советско-Польской войны 1920 г. Н.З. Коляда был военным комиссаром 57-й стрелковой дивизии РККА и Мозырской группы войск Западного фронта.
В 1921 или 1922 г. Н.З. Коляда был командирован на Дальний Восток. Часто встречающееся утверждение, что он являлся заместителем командующего партизанскими отрядами на Дальнем Востоке и членом Военного совета партизанских отрядов Приморья, определённо не соответствует действительности. По всей видимости, он был партийным работником существенно более низкого уровня. Опять же, внятной информации о вкладе Коляды в развитие красного партизанского движения в Приморье обнаружить я не смог.
Также не соответствует действительности информация, что после победы большевиков на Дальнем Востоке он руководил Приморской Рабоче-Крестьянской Милицией. Если Коляда и состоял на службе в РКМ, то был на более низкой должности.
В 1925 г. Н.З. Коляда поступил на на китайское отделение восточного факультета Государственного Дальневосточного университета. Окончил вуз в 1930 г. По имеющимся данным, в 1930 - 1932 гг. находился в заграничной правительственной командировке.
В 1932 - 1941 гг. Коляда работал во Всесоюзном объединении "Экспортлес" Внешторга, Наркомате заготовок, Наркомфлоте.
После начала Великой Отечественной Войны Н.З. Коляда написал письмо в ЦК ВКП(б), в котором просил учесть его опыт партизанской борьбы и направить в тыл врага для организации партизанского движения. Просьба была удовлетворена. Коляда был назначен руководителем спецгруппы по организации партизанского движения и направлен на Смоленщину. Партизанский отряд Никофора Захаровича Коляды - “Микиты” - был сформирован в деревне Бортной Батуринского района в июле 1941 года и переброшен через линию фронта в августе.
На территории Смоленской области уже действовали разрозненные партизанские отряды и группы из "окруженцев" и партийного актива.
Н.З. Коляда занялся их постепенным объединением. В октябре 1941 г. Коляда созвал совещание представителей партизанских отрядов для обсуждения совместных действий. Он выступал как представитель ЦК ВКП(б). Было принято решение, что боевые действия отрядов должны координироваться одним человеком, каковым и стал Никифор Захарович Коляда, получивший прозвище "Батя".
Во время зимнего наступления Красной Армии 1941-42 г. под Москвой партизаны северо-западных районов Смоленской области взаимодействовали с войсками 4-й ударной и 41-й армий в районе Велиж — Демидов — Слобода — Белый. В общей сложности к январю 1942 г. там оперировали около 20 партизанских отрядов, общей численностью 800-1000 бойцов.
В середине февраля 1942 г. Н. 3. Коляда и Слободского партизанского отряда М.Н. Шульц были вызваны в штаб 4-й Ударной армии, который располагался в селе Чепли. Состоялась беседа с командармом генерал-лейтенантом Голиковым. Группе отрядов «Бати» штабом армии поставлены были боевые задачи: 1. Действовать вдоль большака Демидов — Духовщина, не допускать переброски войск противника и боеприпасов на Демидов; 2. Уничтожать мелкие группы противника, обозы, штабы и связь.
Штаб Калининского фронта и Смоленский обком ВКП(б) утвердили Н.3. Коляду командиром партизанских сил в северных районах Смоленской области. Начал создаваться "партизанский край" на территории Слободского, Пречистенского, Касплянского, Демидовского, Духовщинского, Руднянского, Понизовского и Велижского районов Смоленской области . Местом расположения штаба партизанского соединения стал райцентр Слобода.Всего партизанами "Бати” было освобождено в тылу врага 230 на селенных пунктов и общая площадь партизанской зоны достигла 4800 кв. километров.
В конце марта 1942 г. партизанские отряды соединения "Бати" были объединены в два батальона, в мае развёрнутых в партизанские бригады (1-я Ф.Я. Апретова и 2-я И.И. Овчаренко). В начале июня 1942 г. в соединении “Батя” формируются ещё три бригады: 3-я бригада под командованием Г.В. Очирова Г. В., 4-я бригада Донукалова (“Алексея”) для самостоятельных действий на территории Белоруссии, 5-я бригада И.Р. Шлапакова. Также был сформирован Особый партизанский полк № 13 С.В. Гришина, который в июне – июле 1942 г. действовал в составе соединения.
В июле 1942 года "Батю" вызвали в Москву с отчётом о выполнении порученного задания. Он был принят в Центральном Штабе Партизанского Движения, в Академии Наук СССР, в редакциях крупнейших газет, в военных академиях. По просьбе редакции газеты "Правда" он написал статью "330 дней борьбы", в которой подвёл своеобразные итоги: “За одиннадцать месяцев ожесточённой борьбы с немецкими оккупантами партизанами проведено свыше 300 операций, уничтожено 4028 гитлеровских солдат и офицеров. Уничтожено 144 автомашины, 3 трактора, 17 танков. Бои с противником идут ежедневно. В июньских боях под деревней Ивошено и Кочерговской нами уничтожено более 200 фрицев. 14-го июня отделением партизан отряда Очирова залповым огнём из винтовок был сбит вражеский бомбардировщик Ю-88..." Понятно, что без преувеличений, как и практически в любых военных донесениях, не обошлось, но факт остаётся фактом: было создано крупное партизанское соединение и образован "партизанский край", проведено множество боевых операций, осуществлялась эвакуация на "Большую землю" гражданского населения, особенно детей и подростков.
На 4 сентября 1942 г. соединение насчитывало 2242 партизана, имело на вооружении 11 пушек 45-мм, 4 танкетки, 1 бронемашину, 29 миномётов, 137 пулемётов, 1495 винтовок, 85 автоматов, 142 пистолетов и револьверов, 14 противотанковых ружей.
1 сентября 1942 г. Никифор Захарович Коляда был награждён орденом Ленина. Встречается информация, что в это же время ему было присвоено воинское звание генерал-майора, но документального подтверждения этому я не встретил. По известным документам он имел воинское звание подполковника (информация, когда присвоено - отсутствует).
10 сентября - 5 октября 1942 г. германские войска осуществили наступление с целью ликвидации партизанского края. В итоге бригады соединения "Бати" были отведены в тыл 43-й армии. Приказом Главнокомандующего партизанскими силами Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова от 7 октября 1942 г. партизанское соединение "Батя" было расформировано. Бригады и отдельные отряды соединения превращались в самостоятельные боевые единицы с непосредственным подчинением представителю Центрального Штаба Партизанского Движения при Военном совете Калининского фронта.
24 сентября, в разгар боёв, Н.З. Коляде поступил срочный вызов в ЦШПД в Москву. Выехал он только 26 сентября. Состоялась его встреча с К.Е. Ворошиловым. Ворошилов подробно расспрашивал "Батю" о положении дел на партизанской передовой, советовался по вопросам партизанской тактики, наметили новые задачи.
А на следующий день, 8 октября 1942 г., Н.З. Коляду арестовали сотрудники НКВД.
Н.З. Коляду обвинили в невыполнении боевого приказа (соединение "Бати" под натиском немцев перешло линию фронта, несмотря на категорический запрет Центрального Штаба Партизанского Движения партизанам выходить в советский тыл без специального разрешения из Москвы), в обмане директивных органов, дискредитации роли партии и особенно местных партийных организаций. Также ему были поставлены в вину факты мародёрства среди партизан. Следствие длилось 9 месяцев. Одним из следователей по делу Коляды был печально известный Б.В. Родос, впоследствии расстрелянный в 1956 г. "Батя" виновным себя не признал. Пока он находился под следствием, в ЦШПД в январе 1943 г. на него была составлена весьма нелестная характеристика: "За время нахождения в партизанских отрядах (июнь – сентябрь 1942 года) бывший командир отрядов Коляда проявил себя исключительно с отрицательной стороны… Поставленные перед Колядой задачи не допускать переброски живой силы, техники, боеприпасов по большаку Смоленск - Духовщина - Белый по существу не выполнялись, если не брать отдельные малозначительные операции. Противник этот большак использовал почти беспрепятственно, чем укрепил свой участок фронта в районе Белый, Ржев, Сычевка". Правда, непонятно, как это согласуется с тем, что вплоть до конца сентября 1942 г. Коляда "купался в лучах славы" и получил орден Ленина. 14 июля 1943 года постановлением Особого Совещания при НКВД СССР Н.З. Коляда осуждён на 20 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях.
Истинная причина расправы (ну не рассматривать же вот это вот всё всерьёз как суд!) над "Батей" является предметом дискуссии. С одной стороны, Коляду могли сделать "козлом отпущения" за фактическую ликвидацию немцами партизанского края на Смоленщине. С другой - причиной могли стать строптивость и самостоятельность "Бати", а также допущенные им неосторожные высказывания о роли партийных органов в развёртывании партизанского движения в Смоленской области. В различных публикациях цитируется заявление Коляды: "Листовки, разбрасываемые обкомом, не имеют значения. Партийные органы себя дискредитировали. Отступление, эвакуация и т. д. подорвали веру народа в партийный орган. Сейчас надо разбрасывать листовки от имени лиц, завоевавших у народа уважение своей борьбой. Мои листовки, за моей подписью, в Смоленской области могли бы сыграть большую роль. Меня всюду знают!». Это ведь, по сути, чуть ли не заявка на самостоятельную политическую роль.
До 1954 г. Н.З. Коляда находился в лагерях на Урале, под Челябинском. В лагерях перенёс два инфаркта. Семья "Бати" была лишена жилья и фактически брошена на произвол судьбы.
После смерти Сталина 20 марта 1954 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР признала Н.З.Коляду невиновным. Он был полностью реабилитирован, восстановлен в своих правах и вернулся домой, в Москву. Но жить ему оставалось недолго. 1 марта 1955 г. он был найден мёртвым на одной из улиц Москвы "без признаков насильственной смерти". Похоронили "Батю" на Измайловском кладбище в Москве.
Аркадий Гольдин