Купцы-хулиганы
Деловитость и оборотливость купцов нередко сопровождалась дурным характером. Сегодня исследователи, разбирая архивы, натыкаются на упоминания драк, присвоений капитала и даже убийств, где фигурируют знаменитые купеческие фамилии Рыбинска. Рассмотрим это на примере отца и сына Эльтековых – купцов, живших в XIX веке. Кузьма-склочник Кузьма Степанович Эльтеков стал первым купцом этой фамилии – отец его еще числился в мещанах. И, по словам исследователей, именно Кузьма «заложил основы благополучия семьи, определил одно из первых мест фамилии в купеческом обществе Рыбинска», — пишет рыбинский историк Галина Михайлова.
Кузьма Эльтеков жил на рубеже XVIII-XIX веков и торговал всем, до чего дотягивались руки. Начинал он как сбитенщик: варил и продавал горячий сбитень на пристанях приезжему люду и местным рабочим. Но вскоре пошли дела серьезнее.
Поначалу он с братьями занимался недвижимостью: продавал и покупал землю и строения в Рыбинске, в том числе в Большом и Красном гостином дворе. Затем пробовал торговать хлебом, мясом, овощами, сапогами, лесом. Не отказывался от традиционного рыбинского промысла – сплавлял по Волге порожние барки. И, наконец, остановился на прибыльном чае и сахаре. А в 1927 году в его торговле появляются фруктовые водки и «ренсковые виноградные вина». Они и определят род занятий купцов Эльтековых на целый век вперед – алкоголь и «колониальные товары».
Дела купца шли очень успешно. В 1829 году Кузьме Эльтекову принадлежали два торговых заведения в Гостином дворе и ренсковый погреб (алкогольный магазин). А жил он в собственном трехэтажном доме № 66 по ул. Крестовой. Здесь, к слову, спустя 70 лет поселится пивной король Иван Дурдин.
Но дипломатичностью и сговорчивым характером Кузьма Степанович не отличался. «По неуемности характера он был заметным человеком в Рыбинске», — пишет Галина Михайлова. И рыбинский историк Галина Левина соглашается:
— На основе архивных документов можно представить характер Кузьмы Эльтекова. Видимо, он был человеком горячим, из тех, кто не умеет молчать. А отстаивая свою точку зрения, доходит до рукоприкладства.
Девять раз Кузьма Эльтеков привлекался к суду, речь о россыпи правонарушений: от оскорблений до убийства. Однажды «укоризненные слова» купца обидели рыбинского мещанина Алексея Колобова – а разбирался с этим суд. В другой раз в суд подал уже сам Кузьма Степанович, обвинив в утайке капитала купца Смыслова. Уличали Эльтекова и за то, что он держит в своем доме чужого крепостного без паспорта.
Упустить выгоду? Невозможно! Суд обвинял купца в присвоении чужих 25 рублей. А также за то, что тот незаконно «выманил» контракт, заключенный с адмиралтейским комиссионером Макаровым. Фигурировал Кузьма Эльтеков и в более серьезных преступлениях: здесь и побои, нанесенные крестьянину Петрову, и найденный труп мещанки Клоковой.
Лишь один раз он не избежал наказания за свою горячность. В 1828 году Эльтеков закатил скандал по поводу отпуска соли с рыбинской пристани. За публичную склоку его трое суток держали под арестом в местной полиции. Во всех остальных случаях негоциант успешно избегал наказания, предположим, что ему помогали деньги и связи. Алексей-дебошир Алексей Кузьмич, сын старого купца, тоже не отличался спокойствием и рассудительностью. Исследовательница Галина Левина называет его самым беспутным из всех детей Кузьмы Степановича. Вероятно, он унаследовал лишь буйный нрав батюшки, но не его предприимчивость. Сначала он числился купцом, как и отец, но в 1835 году перешел в мещанское сословие.
— Одно из немногих достоинств Алексея Эльтекова — грамотность. Она и позволила ему стать вексельным маклером. Но через семь лет его уличили в неисправном ведении маклерских книг и отрешили от должности, — пишет Левина.
Чтобы прокормиться, Алексей Эльтеков торговал старыми судовыми припасами. Много пил, еще больше буянил. Полученную в наследство недвижимость Алексей вскоре продал и прогулял. В его распоряжении остался деревянный флигель на ул. Угличской (Герцена), где он жил вместе с братом Федором, предположим, что тоже не самым перспективным из сыновей Кузьмы Степановича.
— Был Алексей небольшого роста, около 165 см, но отличался буйным характером и пристрастием к алкоголю. Поэтому вместе с приятелями не раз привлекался к суду, — читаем у Галины Левиной.
Среди проступков Алексея Эльтекова: избиение вдовы Закурдаевой и крестьянина Петрова, склонение к прелюбодеянию солдатской девки Константиновой, нанесение обиды словами нескольким лицам.
Когда Алексею Эльтекову исполнилось 45 лет, рыбинцы так устали от его выходок, что постановили «лишить его честного имени». Дебошир пять дней отсидел в полиции на воде и хлебе. И дал такую расписку: «Я, рыбинский мещанин Алексей Козьмин Эльтеков, даю расписку рыбинскому обществу, обязуюсь вести себя честно, прилично. От пьянства же и праздношатания, от причинения кому-либо грубостей обязуюсь воздержаться – под опасением строгой ответственности по законам».
Фамилию Эльтековых прославили не такие домашние бойцы и пьяницы, а рачительные и основательные предприниматели. Таким стал младший брат дебошира Алексея – Иван. Именно он подхватил и развил дело Кузьмы Степановича. Но надо помнить, что у любой отличной яблони могут быть гнилые ветки.