Эстроген мешает иммунитету бороться с раком
Другой половой гормон, который усиливает рост опухолей, это эстроген (или, говоря корректнее, эстрогены, потому что общим названием «эстрогены» обозначают несколько схожих гормонов). Чтобы гормон действовал на клетку, нужно, чтобы у клетки были к нему рецепторы. Однако сотрудники Университета Дьюка пишут в Science Advances, что эстроген усиливает и те опухоли, у которых рецепторов к нему нет – например, трижды негативный рак груди, который назван так потому, что у его клеток нет рецепторов к эстрогену, нет рецепторов к прогестерону, и нет рецепторов к эпидермальному фактору роста. Прогестерон, эстроген и эпидермальный фактор роста подталкивают клетку к делению, и есть виды рака груди, у которых есть хотя бы один из соответствующих рецепторов. Трижды негативный рак обходится без этих стимуляторов роста, и клинический прогноз в его случае оказывается заметно хуже.
Тем не менее, как было сказано, даже в отсутствие эстрогеновых рецепторов трижды негативный рак груди всё-таки извлекает пользу из эстрогена. Более того, из него извлекают пользу и другие виды злокачественных опухолей в органах и тканях, которые вообще должны быть равнодушны к эстрогену. Очевидно, что эстроген помогает злокачественным клеткам не напрямую. Действительно, в новых экспериментах исследователи отталкивались от имеющихся данных о влиянии эстрогена на эффективность иммунотерапии. Иммунотерапевтическими методами стараются натравить иммунную систему на злокачественные клетки – собственно, иммунитет и так их должен своевременно истреблять, но порой противораковая иммунная защита даёт сбой, и тогда её стараются запустить медицинскими средствами. Было замечено, что эффект от иммунотерапии заметно усиливается, если каким-то образом подавить эстрогеновые сигналы (снизить уровень эстрогенов или подействовать на их рецепторы).
Сейчас удалось выяснить, что во многом этот эффект можно объяснить влиянием эстрогена на лейкоциты эозинофилы. Про них обычно говорят, что они играют большую роль в борьбе против многоклеточных паразитов и некоторых бактериальных и вирусных инфекций; кроме того, эозинофилы регулируют иммунные процессы, связанные с аллергиями и аутоиммунными расстройствами. Но также про них известно, что их иногда становится особенно много в опухолях, и что такая опухолевая эозинофилия идёт больному на пользу – по крайней мере, в случае меланомы, опухолей печени, пищевода, желудка и некоторых других.
В опытах с мышами было показано, что эстроген снижает количество опухолевых эозинофилов в случае меланомы и трижды негативного рака груди. Рост опухолей можно было затормозить, подавив активность эстрогеновых рецепторов, что сопровождалось притоком эозинофилов в опухоль; одновременно повышалась эффективность некоторых иммунотерапевтических методов. Эозинофилы выделяют множество различных молекул, в том числе целый ряд иммунных сигнальных белков, влияющих на активность Т-клеток – а истребление раковых клеток как раз входит в обязанности некоторых разновидностей Т-лимфоцитов.
Подробности тут ещё предстоит выяснить, тем не менее, уже сейчас планируются клинические испытания с больными трижды негативным раком груди, которых будут лечить с использованием экспериментальных антиэстрогеновых препаратов.