Зачем в СССР делали странные одноосные грузовики с чудаковатым прицепом
Тем ироничнее, что буквально каждый хотя бы раз пользовался плодами работы этих гротескных дизельных великанов. Зачем же они были нужны?
Делали их в Могилёве.
В годы индустриализации и послевоенной реиндустриализации в Советском Союзе были созданы натурально сотни машиностроительных заводов, которые занимались выпуском самой разнообразной техники. Одним из таких предприятий был и Могилёвский автомобильный завод (МоАЗ), созданный советской властью ещё в 1935 году на базе авторемонтного и авиаремонтного заводов. В годы Великой Отечественной войны это предприятие было эвакуировано в глубокий тыл, где занималось преимущественно производством двигателей для самолётов Ил-2. После войны предприятие вернулось в родные белорусские Палестины, где сконцентрировалось на выпуске грузовиков, а также строительной и специальной техники.
Серьезная машина.
Важной вехой в развитии Могилёвского автозавода стал 1958 год, когда по организационным соображениям на предприятие передали выпуск одноосных тягачей Минского автомобильного завода – МАЗ-529. Как и большинство другой грузовой техники, МАЗ-529 (МоАЗ-529) был машиной двойного назначения. В армии его использовали в качестве тягача для топливозаправщиков, тягача для самолётов и ракет, а также в качестве тягача для машин занимающихся уборкой взлётно-посадочных полос аэродромов. В гражданском секторе к этому списку добавились такие специальности как машина-землевоз и так называемый скрепер (от английского слова «scrape» — скрести). При этом именно последние были, пожалуй, самой впечатляющей и экзотической специализацией одноосных МоАЗ-529 и его потомков.
Тягач для особых задач.
Собственно, скрепер – это строительная землеройно-транспортная машина, предназначенная для полосного удаления грунтов. При помощи специального ножа, скрепер снимает слои грунта строго определённой толщины. Эта процедура особенно востребована при строительстве автомобильных дорог и взлётно-посадочных полос. Если к грейдерам на отечественных дорогах наши соотечественники привыкли, то о существовании скреперов большинство граждан даже не догадывается. Главная причина тому до ужаса банальна: машина-резчик работает преимущественно на раннем этапе прокладки дороги, из-за чего у непосвященных в строительство граждан практически нет шансов увидеть её за работой. Тем не менее в СССР скреперы производились и использовались с конца 1950-х годов.
Отличная машина.
В дальнейшем МоАЗ-529 оброс представительным количеством родственников из числа более совершенных одноосных тягачей. Например, одноосные МоАЗ-6442 производства всё того же Могилёвского автозавода разработанные ещё в 1989 году трудятся в бывших советских республиках по сей день. Кстати, оснащаются тягачи белорусского предприятия преимущественно двигателями Ярославского моторного завода (сегодня завод «Автодизель»). Одноосные тягачи – машины крайне специфические, однако по ряду причин чрезвычайно востребованные в отдельных отраслях. В первую очередь «одноосники» пользуются спросом из-за компактности конструкции, относительной экономичности и огромного эксплуатационного ресурса. Именно по этой причине сегодня в строю остаются машины, произведённые ещё в 1990-е годы. При этом у тягачей вроде МоАЗ-529 есть и один серьёзный минус – управлять такой машиной очень сложно.
Использовались на строительстве дорог.
Конкретно к работе на скреперах в СССР допускали только наиболее опытных водителей и трактористов, так как поведение одноосного тягача, особенно на бездорожье, может быть весьма непредсказуемым. Что интересно, в некоторых случаях скреперы МоАЗ использовались в дуэте с тяжелыми бульдозерами. Бульдозер буквально толкал машину ковшом в прицеп, что позволяло повысить производительность установки и устойчивость тягача. При этом для защиты конструкции автопоезда заднюю часть скрепера приходилось защищать при помощи навесных покрышек.
