«Профессиональные соседи»: Мужчина 15 лет отбивался от непрошеных гостей и совершил убийство
Полицию он вызвал сам: «Я убил человека». Не убегал, смиренно дождался приезда патрульных и медиков.
- Это кто? Знакомый ваш? - спросили про лежащего на полу мертвого мужчину. Ему нанесли несколько ударов по голове - черенком от лопаты.
- Нет. Он просто пришел и стал жить в моей квартире…
Звучало, конечно, как полный сюр. Или как пьяная маргинальная бытовуха. Но когда поспрашивали по соседям, те в один голос заявили: «Да вы что, наш Андрей вообще не пьет! Хотя и было с чего запить… Пятнадцать лет он в этой квартире оборону держал, бедолага».
59-летний москвич Андрей Васильев сейчас в СИЗО. И уверяет, что это было не убийство, а самооборона. С 2009 года 2/3 его однокомнатной квартиры были перепроданы или передарены не менее 6 (!) раз. Каждый новый владелец срезал двери и подселял к нему своих «представителей». По словам Васильева, бывало, что единовременно у него появлялось больше десятка (!) новых соседей. И это на 30 квадратных метрах. Его били (соседи, кстати, подтверждают, что видели у мужчины синяки), угрожали убить. А он все не соглашался продать свою долю за бесценок.
Впрочем, это еще не самое страшное…
«ИДИТЕ В СУД»
О квартирных рейдерах, черных риелторах, скупающих доли столичных квартир, мы много писали в середине 2010-х - тогда был настоящий бум таких историй. (См. «А еще был случай», - Авт.).
Схема - всегда плюс-минус одна. Квартира достается по наследству сразу нескольким гражданам. У них не получается договориться между собой, как ее поделить, и кто-то из наследников быстренько продает свою долю посторонним. Нередко это не половина и не треть, а, скажем, 1/6, 1/8 и так далее. Документы на часть квартиры по закону тогда еще давали право совладельцу въехать в жилье. Но сам новый хозяин обычно присылал вместо себя «кунаков», которых объявлял своими знакомыми. Задача этих людей - сделать жизнь других обитателей квартиры невыносимой. Либо создавая «суету» (громкая музыка по ночам, выбрасывание отходов прямо на пол, имитация ремонта), либо переходя к угрозам и силовому воздействию. Так рейдеры заставляли жителей квартиры принимать свои условия - либо продать свою долю в несколько раз дешевле рыночной цены, либо выкупить чужую часть дороже рынка. Этим промышляли десятки групп, которые таким образом наваривались на сотнях квартир.
Проблема в том, что в такие разборки полиция предпочитает не вмешиваться. Даже если один собственник вынес другому дверь и разломал мебель. Люди в форме приезжают на вызов и разводят руками: у нас нет оснований влезать в ваши дела, решайте свои гражданские вопросы в суде.
ХОЗЯЕВА КВАДРАТНЫХ САНТИМЕТРОВ
После череды скандалов казалось, что вопрос с «профессиональными соседями» решен. Было такое показательное дело бывшего участкового из Щукино Евгения Макарова. Уволившись со службы, он организовал фирму, которая оказывала «помощь в решении вопросов с долями». В спорные квартиры он подселял бригады шумных кавказцев. После нескольких статей в «КП» полиция все-таки возбудила уголовное дело по статье «Принуждение к сделке». В 2017-м бывший полицейский получил 9 лет колонии, еще пять человек - от 4 до 5.
Позже подоспели и изменения в законах. В России запретили микродоли. Раньше, например, квартиру можно было по документам раздробить на любое количество частей. Совладельцем жилья мог считаться человек, купивший хоть 1/320 однушки - по сути несколько квадратных сантиметров. Например, была такая схема: ушлый делец дробил жилье и фиктивно дарил доли подставным лицам. Затем под каждого нового «владельца» прописывал детей или инвалидов и подавал на социальные выплаты, пособия и так далее. Бывало, что так похищали миллионы!
С 2023 года в РФ запрещено регистрировать долю в квартире, если в реальном исчислении ее площадь не превышает 6 квадратных метров.
Однако, как теперь становится ясно, банды квартирных рейдеров на самом деле никуда не делись. Просто про них перестали писать.
15 ЧЕЛОВЕК В ОДНУШКЕ
Многоэтажка, где много лет прожил Андрей Васильев, стоит на Восточной улице, по дороге от «Автозаводской» до стадиона Стрельцова. Кирпич, 14 этажей, один подъезд.
- В 1970-е здесь давали квартиры сотрудникам оборонного завода, который находится неподалеку, - рассказывают местные.
Васильеву эта однушка площадью около 30 «квадратов» (сейчас она стоит 13-15 млн рублей) досталась от бабушки и дедушки. В начале 1990-х он переехал сюда с женой и сыном. Тогда же это жилье и приватизировали, записав по 1/3 на супругов и их общего ребенка.
Проблемы начались у Андрея Васильева после развода - в 2009-м бывшая и взрослый сын продали свои доли некоему Александру. А тот сразу же пошел в суд, требуя, чтобы Васильев отдал ему свою долю за 400 тысяч рублей. Суд иск отклонил. Но это было только начало.
Этот самый Александр перепродал 1/6 квартиры приезжему из Дагестана по фамилии Магомедов.
«Магомедов самоуправно вскрыл дверь и стал водить в квартиру своих друзей. Квартиру превратили в общагу-ночлежку, а мою жизнь в ад. У меня одновременно могло находиться до 15 человек, спали на полу, весь пол однокомнатной квартиры был застелен матрасами», - писал Андрей Васильев в своем обращении к депутату Мосгордумы Наталье Метлиной. Это письмо было отправлено за несколько дней до убийства.
По словам мужчины, его несколько лет вынуждали продать квартиру подешевке - за сумму, на которую другого жилья не купить. Вот и получилась: либо иди на улицу, либо терпи…
ЗА ПЛЕЧАМИ ЧЕТЫРЕ ОТСИДКИ
Собственники двух третей квартиры менялись, вслед за ними приходили новые «соседи» - мужчины, женщины. Издеваясь над Васильевым, они воровали его вещи, часами занимали туалет («По нужде иди на балкон!»), курили прямо в комнате (хотя у мужчины проблемы с легкими). Минувшей осенью в квартиру въехали трое кавказцев. Один из них рассказывал, держа в руках финку, что состоит на учете у психиатра и ему, если что, ничего не будет.
Однажды «гости с юга» вышли в магазин, а Васильев заперся от них изнутри. Те начали ломать дверь, а потом вызвали полицию - якобы внутри засел псих с винтовкой и открыл огонь… На Восточную примчались полицейские. Оружия в квартире не нашли. Стало ясно, что вызов ложный. Кавказцев увезли в отдел, но через несколько дней они вернулись…
В итоге в ночь на 19 декабря 2024 года Андрей Васильев забил одного из своих «жильцов» черенком от лопаты. А соседи встали на его защиту.
- Добрый, не пьющий, порядочный человек, - рассказывает мне пенсионерка Лидия Жукова (между прочим, полковник милиции в отставке). - Многие знали, какая у него беда с квартирой. Жалели. Но трагедии бы не произошло, если бы за этим человеком, убитым, присматривали. Вы же знаете, кем он был?
Покойный Рустам Идигов оказался мужчиной с интересной биографией. На его счету было четыре отсидки. Первый раз сел за кражу. Затем получил срок за хулиганство. В 2014-м его с товарищем судили за незаконный оборот оружия и разбой. Когда дошло до освобождения, руководство колонии в Липецкой области, где он сидел, подало в суд иск, чтобы за Идиговым на воле контролировали. Уж слишком опасный элемент. В колонии он за свои проделки постоянно попадал в штрафной изолятор.
«По характеру груб и дерзок. Открыто пропагандирует «воровские» традиции», - говорится в характеристике рецидивиста.
Идигову запретили в течение 3 лет покидать родную республику, обязали каждую неделю отмечаться в полиции. Но джигит каким-то образом уже через несколько месяцев снова оказался под следствием, причем в Москве - их с товарищем обвиняли в 5 эпизодах краж. Приговор вынесли в конце 2023-го. Но не прошло и года, как Рустам Идигов возник на пороге квартиры москвича Васильева и стал у него жить…
Защита Андрея Васильева настаивает, что мужчина лишь защищался и не собирался никого убивать. Следствие разбирается.