Сторонники ЛНР и ДНР официально объявили о заморозке проекта «Новороссия» — сценария, который предполагал объединение под этим брендом нескольких регионов, стремящихся к независимости от Украины, — и закрытии соответствующих политтехнологических структур. Мы напоминаем историю проекта, отказ от которого в действительности произошел уже давно.


«Деятельность структур Новороссии заморожена, поскольку она не вписывается в план мирного урегулирования, подписанный в присутствии стран «нормандской четверки», — заявил Олег Царев, председатель движения «Новороссия». В социальных сетях он сообщил, что деятельность объединенного парламента Новороссии заморожена, поскольку «его существование противоречит минским соглашениям», и «непосредственно влиять на ситуацию в Донбассе ни он, ни его депутаты сейчас не могут».


На главной странице сайта проекта сейчас размещено сообщение: «Обслуживание официального сайта парламента Новороссии приостановлено».


Глава министерства иностранных дел самопровозглашенной ДНР Александр Кофман признал, что усилия киевских властей по подавлению пророссийских настроений в южных регионах Украины увенчались успехом: «Проект «Новороссия» закрыт из-за того, что его сторонники в Харькове и Одессе оказались успешно подавлены официальным Киевом».


Кофман заявил, что народные волнения начались слишком рано: «Мы не смогли удержать население на митингах, раньше положенного поднялись и наши сторонники в других регионах — в Одессе, Харькове».


«В результате более 40 наших ребят погибли в Одессе, многие активисты были арестованы в Харькове, а республики, которые предполагалось создать в этих регионах, оказались обезглавлены. Поэтому проект «Новороссия» закрыт на какое-то время — до тех пор, пока во всех этих регионах вырастет новая политическая элита, способная возглавить движение», — написал Кофман на своей странице в фейсбуке.


Кофман предпочел уточнить свои слова, отметив, что политических перспектив ДНР и ЛНР эти заявления не касаются: «Было сказано, что в прочих потенциальных республиках уничтожены лидеры сопротивления. И развитие Новороссии дальше закрыто на неопределенное время».


«Если же жители Харькова, Днепропетровская и Одессы считают, что донецкая республика должна прийти туда и освободить их от гнета хунты, а они ничего не будут делать, это неправильно. Мы не имеем права за них решать», — добавил Кофман.


Почему «Новороссия» не удалась


Один из влиятельных функционеров в ДНР приводит версию, согласно который план объединить под брендом «Новороссия» несколько регионов Украины, вышел из-под контроля еще 11 мая 2014 года. В этот день референдум о самоопределении состоялся не в восьми регионах, как это ожидалось, а лишь в Луганской и Донецкой республиках.


Референдум не состоялся также, к примеру, в Першотравневом районе Донецкой области, где, хотя и не было достаточных сил украинской армии, располагался штаб обороны под командованием главы района. Проведение референдума провалилось там, где имело место организованное сопротивление местной власти, бизнеса и проукраинских патриотов.


Сторонники Новороссии не смогли вовремя организовать достаточно мощную атаку. Там, где Киев принял бой, пророссийские сепаратисты не смогли взять власть. Например, провозглашение Харьковской народной республики захлебнулось после ареста 60 человек в захваченной облгосадминистрации, Днепропетровской — после того, как администрация Игоря Коломойского подписала соглашение о взаимопонимании и мире со всеми общественными организациями города и сбила волну пророссийских митингов более массовыми украинскими.


Один из информированных источников на Украине рассматривает майские референдумы как фальстарт. По его мнению, пророссийских активистов подталкивало присоединение Крыма. Но затем «случилась Одесса и массированная атака российского ТВ», которая кого-то мобилизовала, а кого-то, наоборот, заставляла задуматься: «Когда пророссийски настроенные люди в течение дня по много раз подряд слышали об украинских фашистах, которые сожгут живьем всех, кто выйдет на улицу с георгиевской лентой, в Донецке это мобилизовало на референдум. В остальных регионах — пугало до икоты и заставляло таких же людей сидеть дома».


Кроме того, по его словам, «практически нигде на востоке Украины не было «крымской» поддержки населения и аналогов Черноморского военно-морского флота. Без них все шло не так».


По словам одного из источников в ополчении, потенциал у пророссийского подполья на востоке Украины, например в Мариуполе, по-прежнему имеется, а вот централизованной поддержки из Москвы уже давно нет.


Расцвет и закат поллитехнологического проекта


Инициаторы проекта «Новороссия» не теряли надежд, даже когда стало ясно, что украинские силы предотвратили бунты во всех регионах, кроме Донецка и Луганска, уверяет источник в одном из околокремлевских центров.


24 мая 2014 года делегаты (командиры, депутаты, активисты) из Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Луганска, Николаева, Харькова, Херсона съехались в Донецк, чтобы торжественно открыть «Народный фронт Новороссии». Также был создан Объединенный парламент Новороссии, а его спикером стал единственный открыто перешедший на сторону сепаратистов народный депутат украинской Рады Олег Царев.


Объединенный парламент «Новороссии» хотя и имел в большей степени виртуальный характер, тем не менее включал в свой состав людей, реально влиявших на ситуацию в республиках. Например, в него входил будущий глава ДНР Александр Захарченко или председатель Народного совета ЛНР Алексей Карякин.


Позже они стали представлять иные политические платформы. А вот Олегу Цареву в руководстве республик закрепиться не удалось: в Москве сделали ставку на местные элиты, и Царев, представитель днепропетровского клана, оказался ненужным.


Царев с самого начала не ассоциировался с Донбассом, объясняет источник: «Царев все это время воспринимался как украинский политик и пытался вернуться к теме Украины. Публично он больше выступал по теме Украины, а не Новороссии. Новороссия для него была символом идеальной Украины».


«В августе на Царева ставят блок в СМИ. Был отстранен от работы ряд людей, лоббировавших проект», — отмечает источник из околокремлевского центра. «Народный фронт «Новороссии» Царева стали стремительно покидать многочисленные сопредседатели.


Курируемый им Объединенный парламент Новороссии формировался из депутатов ЛНР и ДНР. Но во время выборов в республиках 2 ноября 2014 года структура оказалась невостребованной: ожидаемого делегирования представителей не произошло. Парламент и прочие похожие проекты были свернуты.


По словам источника, после сентябрьских минских соглашений Новороссия как символ перестала быть нужной в глазах властей. Появилась обратная задача — интегрировать ДНР и ЛНР в состав Украины, а не увеличивать территорию, подконтрольную сепаратистам. «Соответственно, Царев и все, что с ним связано, оказалось невостребованным».


Хотя «Новороссия» оказалась ненужным политтехнологическим проектом, по инерции она продолжала тянуть за собой шлейф малозначительных событий, таких как презентация гимна, флага и др.


«У Олега (Царева) тогда было ощущение, что осенью будет новый проект по гуманитарке и беженцам, он активно занимался этими проблемами. Вместо этого осенью были созданы «не выгоревшие» политтехнологические проекты вроде Центра стратегического планирования. В итоге об окончательной заморозке проекта «Новороссия» Царев сказал в этом мае с опозданием. Надо было говорить об этом сразу после Нового года», — заключает собеседник.