Вот такие мы яркие и красивые!
На необъятных просторах нашей Родины от Балтики до Тихого океана веками живут сотни национальных групп, и каждая вносит неповторимый вклад в общую культурную палитру цивилизации, определяет исторический путь, ментальность и самобытность. Полицейские обеспечивают правопорядок на аутентичных мероприятиях, а некоторые стражи закона и сами являются хранителями традиций разных этносов.
2026-й объявлен президентом нашей страны Владимиром Путиным Годом единства народов России. И это не случайно, ведь в государстве сосуществуют представители более 190 национальностей, говорящие на всевозможных языках, многие из которых не имеют письменности, исповедующие отличные друг от друга религии. При этом особое место занимают коренные народы, чья численность не превышает 50 тысяч человек. Сегодня их официально насчитывается 47: от алеутов на Камчатке до энцев на Таймыре. Эти сообщества – живые носители архаичных знаний о природе, промыслах и мировоззренческих системах, сформировавшихся в суровых условиях Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Насладиться удивительной культурой и приобщиться к ней можно на празднике коряков Туйгивин, который проводится в самом сердце зимы. Безопасность участников торжества по традиции обеспечивают стражи правопорядка.
ФОТО: Ксении Лукиной / Полицейские охраняют общественный порядок на корякском празднике Туйгивин
Полицейские с удовольствием погружаются в обычаи и ритуалы коренных жителей побережья Охотского моря, лесотундры Магаданской области и Камчатки. В дни, когда светило едва касается горизонта, для них наступает персональный Новый год. Все – от мала до велика – чествуют Солнце, которое называют Тыйкытый. Оно символизирует рождение света и начало нового цикла жизни. Возвращение звезды после долгой полярной ночи считается волшебством, а его лучи, коснувшиеся земли, – источниками удачи и благополучия.
А после – прибывает день
– Смотрите, солнце вернулось! – весело восклицают коренные жители Колымы.
Они отмечают Тыйкытый – это символ жизни и процветания, а природа – мать, дающая кров и еду. Поэтому корякский новый год начинается с благодарности духам и стихиям за прошедший промысловый сезон. Для них готовят подношение – оленя, но не настоящего, а сделанного из снега. На фигуре поводок. Как поясняют старейшины, ремень должен быть настоящим, из кожи.
Обряды, связанные с оленеводством, занимают центральное место в праздновании. Эти животные – не только источник пищи и тепла, но и часть духовного мира.
Один из главных ритуалов коряков – «кормление» огня. Хозяева и гости праздника «угощают» костёр заячьим пухом, рыбой, хлебом, бисером. Люди верят: пламя соединяет их с высшими силами, а дым уносит помыслы в неведомые дали.
На празднике принято загадывать желания. Каждый берёт ленточку и завязывает на ветке, думая об исполнении мечты. Считается, что она сбудется, если довериться природе. Деревья, наряженные разноцветными лоскутами, придают действию особый, сакральный смысл.
ФОТО: Ксении Лукиной / Девушки встречают солнце
Туйгивин – нить, связывающая современность с прошлым. Молодёжь постигает не только внешние формы, но и глубинные ценности обрядов, ощущая почтение к окружающему миру. В наши дни всё чаще можно наблюдать возрождение интереса к этим знаниям: туристы специально отправляются на Колыму, чтобы присутствовать при встрече солнца и ритуалах благодарности духам. Для местных это способ заявить о самобытной культуре и напомнить: традиции существуют лишь тогда, когда их сохраняют и уважают.
Казаки с тюркским сердцем
В Челябинской области, где предгорье встречается с бескрайними степями, живут нагайбаки – один из самых малочисленных и загадочных народов России. Их общее количество в стране – около шести тысяч человек, большая часть населяет Южный Урал.
– Я появился на свет в посёлке Остроленский. Живу и работаю здесь же, на малой родине, – рассказывает участковый уполномоченный ОУУПиПДН отделения МВД России по Нагайбакскому району лейтенант полиции Борис Байкин.
Под пристальным надзором правоохранителя находятся Остроленское, Гумбейское и Балканское сельские поселения, в которых проживает около двух с половиной тысяч человек.
ФОТО: Юлии Дусановой / Борис Байкин регулярно навещает участниц нагайбакского ансамбля «Сарашлы»
Борис – потомственный нагайбак. Его отец и мать, деды и прадеды, жена и дети – хранители уникального культурного кода этнорелигиозной группы татар. Согласно историческим данным, в 1736-м императрица Анна Иоанновна повелела определить представителей этого народа в казацкую службу. После заграничных походов Русской армии 1813-1814 годов нагайбакам, отличившимся в боях, были дарованы южноуральские земли, а новым станицам дали громкие имена в честь европейских побед: Париж, Фершампенуаз, Кассель, Лейпциг, Арси, Требия.
– В семье часто обращаемся друг к другу на нагайбакском языке, передаём знания детям. Мои родители стараются общаться между собой только на нём. Сейчас в районе существуют кружки, где ребята изучают исконное наречие. Дочь с сыном с удовольствием в таком занимаются, – говорит Борис.
– Наш главный праздник – Наурыз, символизирующий весну и обновление. Мы отмечаем его в марте. Проводим спортивные соревнования, устраиваем народные гуляния и готовим традиционные блюда, – продолжает участковый уполномоченный.
В семье Бориса бережно хранятся секреты национальной кухни.
– Моя мама – настоящая мастерица, создающая кулинарные шедевры. Например, покровские пирожки, или пыкрау пируги – местный «бренд» с начинкой из моркови и пшеничной крупы, шумурт мае – черёмуха или смородина в топлёном масле с мёдом – пальчики оближешь! – с улыбкой признаётся Байкин.
Ещё одна интересная традиция – это семейные прозвища, по-нагайбакски «кушамат», которые передаются из поколения в поколение.
– Нас, Байкиных, зовут Укульке от имени прародительницы Акулины. Однофамильцев-земляков – Агбаши, в переводе «белая голова», их предок был светловолосым, – объясняет Борис.
Каравай и голубой хадак
Есть в МВД по Республике Бурятия добрая традиция: встречать из служебных командировок сводные отряды полиции по обычаям русского и бурятского народов.
– Безусловно, после длительного отсутствия дома приятно ощутить себя героями праздника. В этот момент в сторону бойцов направлено всё внимание. Таким образом мы выражаем уважение и показываем, как ценен каждый из них. Полицейские выполнили трудную, опасную работу и вернулись к родным, близким, друзьям и коллегам, которые ждали долгие месяцы, – говорит заместитель начальника Отдела информации и общественных связей МВД по Республике Бурятия майор внутренней службы Оксана Дугаржапова.
Во время церемонии перед строем появляются две девушки в национальных одеждах. Одна из них, облачённая в сарафан, угощает прибывших караваем с солью. В Древней Руси этот обряд являлся проявлением радушия добрых хозяев. Хлеб был самой важной пищей в доме, и им потчевали тех, кого уважают.
Вторая девушка, наряженная в дэгэл – бурятский национальный костюм, держит в руках голубой хадак – ритуальный шарф, у буддистов олицетворяющий гостеприимство, вечное небо, гармонию, согласие и спокойствие. На нём молоко в пиале – символ достатка и чистых помыслов. Напиток дают пригубить бойцам отряда, сопровождая ритуал добрыми пожеланиями в адрес каждого из них.
