Писательница из Магнитогорска Елена Бодрова - о своих книгах
Сегодня гость «Магнитогорского рабочего» – писатель, автор детских книг, художник-иллюстратор, музыкант и композитор Елена Бодрова. Наша землячка работала психологом, преподавала музыку, сейчас полностью посвятила себя литературной деятельности.
Писать свои рассказы и повести Елена Эдуардовна начала в 2017 году, и на сегодняшний момент она автор более 20 книг, семь из которых уже изданы и пять готовятся к изданию, ряда публикаций в журналах «Новый мир», «Дружба народов» и других. Елена Бодрова – лауреат конкурса имени Сергея Михалкова, Международной литературной детской премии им. В. П. Крапивина (в 2021 году Елена Бодрова вошла в литературный совет премии) и всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», обладатель специального приза литературного конкурса «Новая детская книга» и других наград. В декабре прошлого года наша землячка была удостоена Международной премии имени Фазиля Искандера.
– Елена, вы человек многогранный – музыка, рисование, литература, сценаристика… Что было первым и что из чего вытекало?
– Я в детстве увлекалась творчеством – больше музыкой, но и стихи писала, и рассказы, и рисовала. Потом попросила отдать меня в музыкальную школу на фортепиано – в 12 лет. За пять лет я ее окончила. После школы решила стать психологом, поступила в МаГУ, но продолжала заниматься творчеством. После МаГУ поступила в музыкальный колледж, потом в консерваторию по классу композиции.
Вообще первично для меня было рисование, я сама научилась рисовать. Потом уже появилось увлечение музыкой, а затем литературой. Музыка и рисование помогают мне в писательстве. Например, бывает, что в тексте тупик или не могу начать писать книгу – я рисую героя, и из рисунка становятся понятны какие-то его черты характера, и я начинаю писать. Правда, сейчас я меньше рисую – пишу в основном.
– Вы сами иллюстрируете свои книги или доверяете это дело другим?
– Изначально я делала иллюстрации к своим книгам – мне хотелось сразу все, и иллюстрации, и обложку, и написать саму книгу, и еще музыку к ней – песни на основе тех стихов, которые встречаются в моей прозе. Первые четыре книги вышли в издательстве «Феникс» с моими иллюстрациями, но с обложкой другого художника. Но чаще всего иллюстрации рисуют художники – в издательствах так принято. Я стараюсь не лезть в этот процесс – ведь все же по-разному могут представлять моих героев. Некоторые художники видели мои иллюстрации и понимают, как для меня выглядит тот или иной герой. В целом, я доверяю художникам, и мне пока с ними везло.
– Иллюстрации в детской книге, как мне кажется, имеют почти такое же значение, как и содержание. Вы так же думаете?
– Конечно. Для детей важен не только текст, но и картинки. Я и сама люблю иллюстрированные книги. И у меня пока все книги, которые вышли, – с иллюстрациями, кроме «Имитации», за которую я и получила премию Искандера, потому что она была опубликована в журнале.
– Вы – автор уже более 20 книг. Расскажите про вашу самую первую книгу, с которой все началось.
– Моя первая книга это «Корабль на крыше», я написала ее в 2017 году, когда еще училась в консерватории. Я хотела сделать книгу-мюзикл. Думала, что она будет у меня единственной, и когда мне хотелось поднять себе настроение, я ее перечитывала. Сейчас я так не делаю. Вычитываю книгу на предмет ошибок и больше не читаю – за следующую принимаюсь. Потом захотелось продолжения про этих героев, так появились его вторая и третья части – «Продавец счастья» и «Клуб масок». Потом пришла идея книги «Белая» про детей с особенностями здоровья, я ее написала за 1,5 месяца.
– Как ваша семья относится к вашему творчеству? Поддерживает, критикует?
– Семья меня очень поддерживает. Мама вообще прочитывает мои книги еще на этапе рукописи, потому что ей интересно, бывает, что-то советует.
– Насколько сложно автору из глубинки пробиться в большие издательства?
– В издательства довольно трудно было пробиться, потому что многие не читают рукописи, пришедшие самотеком. Я долго рассылала тексты по разным издательствам, мне ответили в «Фениксе». Чтобы как-то себя продвигать, я участвую в разных конкурсах. Некоторые издательства берут произведения финалистов конкурсов, например, премия имени Крапивина.
– А вообще у нас много в литературном мире тех, кто стремится продвигать молодых талантливых авторов?
– У нас есть писательские форумы, которые очень помогают. Например, такая организация, как Ассоциация союзов писателей и издателей России организует форумы, мастерские для начинающих писателей. Здесь проводятся разборы текстов, это мне помогает увидеть, как книгу будут воспринимать разные люди, ведь кто-то может ее принять, а кто-то нет. На семинарах удается и узнать что-то новое, и познакомиться с другими начинающими авторами. Я тоже начинающей себя считаю, потому что продолжаю учиться и, думаю, еще буду продолжать.
– Как я понимаю, вы писатель-самородок. Не думали о получении профессионального писательского образования? Вообще как вы считаете, образование помогает или мешает в этой профессии?
– Мне не кажется это нужным, писательство – это для меня занятие «по любви». Композитор-самоучка и писатель-самоучка – разные вещи. Для композиции надо знать много всего: изучать музыку других композиторов, музыкальную грамоту, жанры и формы, разные составы, оркестровку… Это сложно постичь самому. А писательство более интуитивно понятно, хотя можно и книги по писательству читать, кто-то проходит мастер-классы онлайн, но я – нет.
– К вам практически сразу пришла слава. Как вы к ней относитесь? Что для вас важнее: тиражи, награды, читательское признание – или что-то еще?
– Для меня все это важно, но важнее – сам процесс творчества Главное, чтобы было время писать. Я не считаю, честно говоря, что слава пришла. Надо еще дальше развиваться. У меня написано довольно много, выпущено пока гораздо меньше: семь книг и роман «Имитация» в журнале «Дружба народов».
– Вы – частый гость литературных форумов. Какие тенденции вы видите в современной литературной жизни России? Насколько вас они радуют или огорчают?
– Мне кажется, современная детская литература очень живая. Гораздо больше появляется новых книг, авторов, чем, скажем, в моем детстве. Когда я была подростком, было очень сложно найти подростковые книги.
– Последняя на данный момент ваша награда – Международная премия имени Фазиля Искандера. Расскажите о книге, за которую вы получили эту премию?
– Это книга «Имитация», которая вышла в «Дружбе народов» в 2024 году. Роман-фуга, где я воплотила свои музыкальные знания и постаралась полифонические приемы перенести в текст. Все части называются как полифонические приемы фуги: пропоста, риспоста, интермедия, стретта, ракоход, и я воплотила эти приемы в самом тексте. Эта книга – смесь жанров: триллер, детектив и психологическая драма. Она про то, как мальчик якобы потерял отца и пытается разобраться с тем, куда он исчез, но на самом деле он никуда не исчезал, а исчез кое-кто другой. Мальчику начинают поступать звонки с отцовского номера и довольно страшные загадки на фантиках конфет, так как отец работал на конфетной фабрике.
– Как проходила церемония вручения премии, и насколько это значимая веха для вас?
– Все происходило в отеле «Метрополь». Там был отдельный зал, где нас награждали. Среди членов жюри были Евгений Попов, Борис Евсеев, Евгения Декина, Лола Звонарева. Я обрадовалась, конечно. Для меня всегда важно, чтобы меня отмечали, потому что я живу в Магнитогорске, и без форумов, премий обо мне бы вообще никто не знал, я могла бы просто в стол писать. А так потихоньку обо мне узнают в стране.
– Анна Ахматова писала: «Кто знал бы, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» А как рождаются ваши книги?
– Всегда по-разному. Это может быть что-то незначительное: увидела розетку на стене и полностью придумала сюжет «Белой», где мальчик и девочка переговариваются через розетку в стене больничной палаты. «Корабль на крыше» я долго не решалась начать писать, потому что у меня были разрозненные идеи, но я в какой-то момент решилась, что нужно начать и все идеи объединить в одно.А когда уже стала писать книги, идеи начали приходить отовсюду. Например, может присниться имя героя – утром записываю, а потом из имени вытекает история. Идеи приходили на лекциях в консерватории, буквально отовсюду – не только из «сора», но – из жизни.
В основном, мои герои – подростки или молодые взрослые. И это перекликается не столько с моим детством, сколько с ощущением мира в целом. Я не чувствую себя взрослым человеком – нечто среднее между взрослым и подростком. Я не ставлю задачу как-то влиять на подростков, знакомить их со взрослым миром, я просто пишу те книги, которые мне хотелось бы самой прочитать.
– А каких книг не хватает в современной детской литературе, на ваш взгляд?
– Мне кажется, сейчас, в отличие от моего детства, выходит много книг детских, подростковых, но у меня специфический вкус – мне не хватает книг заковыристых, в чем– то абсурдных, но с интересным сюжетом, чтобы интересно было читать.
– Вы много общаетесь с детьми, участвуете в авторских встречах. Насколько трудно найти язык с юной аудиторией и вдохновить ее литературой?
– Мне кажется, читающих детей сейчас достаточно много. А те, кто не читает, возможно, постепенно найдет эту дорожку – быть может, просто интересы пока другие, не связанные с чтением. Я считаю, что вдохновить можно интересным сюжетом, иллюстрациями – например, сейчас многие читают комиксы, там иллюстрации выходят на передний план, но и сюжет тоже есть. По комиксам потом пишут новеллы – кому интересно, тот тоже их прочитает, и так втянется.
– Все мы родом из детства. Какие книги вы читали в детстве и кто из писателей – современных и из прошлого – вас вдохновляет?
– Я читала Энид Блайтон – это английская писательница, которая писала детективы. Нас с братом на ее «подсадила» мама, потому что сама она любит этот жанр, и она нашла для нас детские детективы. Георгий Садовников, чье произведение легло в основу фильма «Большая перемена». Мне нравится у него «Продавец приключений» и «Спаситель океана». Альберт Лиханов – у него книги про непростую жизнь подростков, довольно сложные, психологически очень проработанные. Из зарубежных –Луис Сашар, Мария Парр, Астрид Лингренд, конечно.«Рони – дочь разбойника» и «Карлсон, который живет на крыше» для меня в детстве были любимыми книгами.
– Насколько я знаю, вы сама – мама. Что читаете дочери, и насколько она любит это дело? А что из ваших книг вы бы хотели, чтобы она прочитала в будущем?
– Да, моей дочери сейчас 4 года. Она любит, когда я ей читаю – сама выбирает сказки: русские родные, про котенка Шмяка и другие. А порой я сказки ей сочиняю сама – я очень много ей рассказываю, и она просит и просит еще. Не думаю, что из этого выйдет какая-то книга – я просто на ходу придумываю про уже существующих героев, про того же Шмяка, например.
Что же до моих книг, я была бы не против, если бы она прочитала их все постепенно. Можно начать с «Печенья со вкусом музыки», потому что она более детская. Мне кажется, лет с 5 можно читать, если хорошо слушает ребенок, и до 10. Потом «Перья»– она рассчитана на детей примерно с 7 до 12 лет, «Белая», и так далее.
– Какая ваша книга у вас любимая? И вообще могут ли быть любимыми и нелюбимыми собственные произведения?
– Самая любимая – это «Люц», которая скоро выйдет в свет. Это магический реализм и психологическая драма одновременно. Эта книга про 15-летнего подростка с непростым нравом, который работает клоуном в цирке. В школу, где он учится, приходит молодая учительница, и они схлестываются характерами. Это будет дилогия. И еще одна любимая книга – это самая первая, «Корабль на крыше».
– А что вы пишете сейчас?
– Сейчас я работаю сразу над несколькими текстами. У меня часто так бывает. Несколько книг начаты, и недавно еще новая идея пришла.
– Что бы вы посоветовали начинающим авторам? Наверняка среди наших читателей есть такие.
– Главное – не бояться белого листа. Писать, может быть, короткие вещи, а может длинные. Например, я крупную форму люблю, для меня проще повесть написать, чем несколько рассказов. Плюс много читать разной литературы, которая нравится, конечно. Та, которая не нравится, наверное, не ляжет на воображение.
Некоторые люди боятся отправлять рукописи в издательства. Я вот не боюсь, и для меня это было удивительно, потому что, когда ты отправляешь в издательства, то можно потом хоть год ждать ответ, его может и не быть вовсе или может быть отказ. Какой смысл бояться этого шага, ведь в итоге при этом ты ничего не теряешь, а может быть, кто-то действительно захочет вас издать. Но самый главный совет тем, кто хочет стать писателем – это всё-таки больше писать.
Эта запись Магнитогорская писательница Елена Бодрова завоевала международную премию первой появилась на сайте Магнитогорск.