Мутноватое в пластике: почему домашнее вино на курортах представляет опасность
Улучшит ли массовый выход из тени производителей качество кустарных алкогольных напитков.
В Роскачестве предупредили об опасности покупки с рук «домашних вин». Сейчас такая торговля встречается всё реже, по причине того что на продажу вина нужна розничная лицензия, а на сам продукт требуется сертификат соответствия Роспотребнадзора. Однако в южных регионах России вино в баклажках по-прежнему остается распространенным явлением. Но где заканчивается добрая традиция и начинается угроза здоровью людей? «Известия» переговорили с экспертами, чтобы понять, что на самом деле наливают в пластиковые бутылки и как отличить хороший продукт от суррогата.
«Вовсе не виноградный продукт»
Летний сезон, как водится, — это не только солнце, море и фрукты, но и — уже привычно — пластиковые бутылки с надписью «Домашнее вино», выстроенные в привлекательные ряды на базарах южных регионов (Кубань, Ростовская область, Ставрополье, Дагестан, Крым). Несмотря на то что розничная торговля алкоголем без лицензии запрещена, стихийная продажа таких напитков никак не уходит в прошлое. Эксперты предупреждают: за кажущейся аутентичностью может скрываться большая угроза здоровью.
— Производство вина в домашних условиях сопряжено с серьезными рисками, — объясняет кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры технологии бродильных производств и виноделия Университета «Росбиотех» Фатима Баликоева. — Без лабораторного контроля невозможно быть уверенным, что продукт не содержит метанол или сивушные масла. А фальсификация, увы, не редкость — в ход может идти технический спирт или химические ароматизаторы.
По ее словам, действующее законодательство — а именно федеральный закон №468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии» — разрешает производство вина для личного потребления. Но продажа без лицензии — уже административное правонарушение, за которое полагается штраф. Однако в регионах, где виноград «лезет изо всех щелей», как образно описывают ситуацию специалисты, контролировать оборот практически невозможно: люди просто продолжают «угощать», при этом получая неформальную прибыль.
По данным Роскачества, с наступлением курортного сезона в адрес ведомства поступают десятки обращений по поводу качества и безопасности «домашнего» и разливного вина. «Даже если человек честно приготовил вино из винограда, вопрос гигиены остается открытым, — предупреждает директор Департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеся Латышева. — Вино — это продукт брожения, а значит, подвержен риску микробиологической порчи».
Еще одна серая зона — магазины разливного алкоголя. За бутафорскими бочонками могут скрываться «бэг-ин-боксы» с продуктом непонятного происхождения. «Под красивыми названиями вроде «Асти на розовых лепестках» может продаваться вовсе не виноградный напиток, а что-то на основе сидра, сахара и ароматизаторов. И пример «Мистера Сидра», в котором был найден метанол, показателен», — говорит Латышева.
Однако виноделие — это не только риск, но и экономическая возможность, особенно в аграрных регионах. По словам Бориса Титова, владельца ГК «Абрау-Дюрсо» и члена правления Ассоциации виноградарей и виноделов России, настоящее «гаражное» виноделие — это не полторашки на рынке, а авторский продукт с душой и амбициями: «Любой микровинодел стремится к узнаваемости. У него свое имя, свой стиль. Он не будет торговать безымянным «алиготе» из канистры».
Впрочем, государство уже делает шаги в сторону поддержки таких микропроизводителей. В последние годы только в Краснодарском крае было выдано более 60 лицензий фермерам, причем на льготных условиях. Для легализации «домашнего» виноделия действуют субсидии, гранты, образовательные программы вроде «Школы фермера». Активно развивается энотуризм — фермерские экскурсии, фестивали, дегустации. «Это шанс сохранить культурную традицию и одновременно поднять планку качества», — рассказывает Латышева.
В Минсельхозе России объяснили, что благодаря последним изменениям федерального законодательства вместо так называемых гаражников появляются легальные семейные фермерские винодельни и аутентичные авторские вина, которые становятся символом традиций и гостеприимства в любом регионе.
Кроме того, поддержка малого виноделия становится еще и способом борьбы с теневой продукцией. «Контроль, просвещение и доступные легальные пути — вот три кита, на которых можно строить цивилизованный рынок», — резюмирует Баликоева.
Нужно ли бороться с домашним виноделием
Сегодня для одних пластиковые бутылки на базарах и уличных прилавках — это символ локального колорита, для других — причина тревоги. Где заканчивается традиция и начинается опасность? И можно ли превратить домашнее виноделие в современную и безопасную отрасль?
Сооснователь ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» Олег Николаев разводит руками: «Я домашнее вино в мутных пластиковых бутылках не очень понимаю как жанр. И не очень понимаю тех, кто рискует собой, его покупая». Он подчеркивает, что под видом домашнего часто продается вовсе не вино, а неизвестная жидкость сомнительного происхождения. Альтернатива, по его словам, уже давно существует — это малые винодельни с собственными виноградниками, где можно увидеть производство своими глазами и попробовать качественный, сертифицированный продукт. «Вот где пробовать надо — и получать удовольствие, а не проблемы», — резюмирует эксперт.
С ним согласен и президент Ассоциации кавистов России и основатель исследовательской компании Ratingtelling Алексей Соловьев. В отличие от туристов он судит по опыту и цифрам: «За годы дегустационной практики я сталкивался с десятками образцов так называемого домашнего вина. И, откровенно говоря, большинство из них не просто не соответствовало стандартам — они даже не пытались. Это были грубые, нестабильные жидкости с посторонними вкусами и запахами». По словам Соловьева, такие напитки могут содержать токсичные соединения, а отсутствие контроля делает их потенциально опасными. «Ирония в том, что сегодня в магазине можно купить легальное, сертифицированное вино дешевле и качественнее, чем на курортном базаре», — добавляет он.
О рисках «домашки» также предупреждает сомелье винодельни «Мысхако» и эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Наталья Такачева. По ее словам, наибольшую угрозу представляют химические и гигиенические факторы: «Метанол, неправильное брожение, антисанитария — всё это может привести к серьезным отравлениям и даже смерти. При выборе вина важно понимать, в каких условиях и кем оно произведено». Такачева подчеркивает, что рынок контролируется законом, но в случае с частниками на практике этот контроль почти не работает.
Эксперты из Кубанского института менеджмента, предпринимательства и маркетинга (КИМПИМ) добавляют, что когда речь идет о «домашке» в промышленных масштабах, особенно с добавлением технического спирта, красителей и консервантов это действительно становится проблемой. «И это уже не вино, это — опасная имитация, и именно ее чаще всего и продают «из багажника» в ПЭТе», — поясняют специалисты.
Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин акцентирует внимание и на скрытых угрозах самой тары: «Даже качественное вино, разлитое в пластиковые бутылки и нагревающееся на солнце, может превратиться в опасный коктейль. Из пластика выделяются фталаты и сурьма — вещества, которые при длительном воздействии связаны с серьезными последствиями для сердечно-сосудистой системы и обмена веществ».
Бороться или помогать
Председатель Союза фермерских винодельческих хозяйств и глава КФХ «Семигорье» Геннадий Опарин видит проблему в несовершенстве процедур: «Да, государство дало возможность получить фермерскую лицензию. Но на практике это сложный путь. Инструкций нет, проверок множество, получить документ трудно. И даже с лицензией вы не сможете просто взять и продавать вино на рынке. Только на месте производства или в специально организованных ярмарках». Он уверен: необходимы четкие правила, прозрачный список документов и упрощенный порядок как получения лицензии, так и последующей торговли. Только тогда, по его мнению, у домашних виноделов появится стимул выйти из тени.
Председатель правления Краснодарского крайпотребсоюза Феликс Кравцов дополняет картину с позиции территориальной идентичности: «Домашнее виноделие — часть культуры Кубани. Люди делали вино столетиями, и это не просто напиток, а уклад жизни». Он подчеркивает, что стихийная торговля действительно небезопасна, но избыточные запреты не решение. «Нужно не запрещать, а помогать: через кооперативы, статус самозанятых, потребительскую кооперацию. Главное — не отталкивать, а включать этих людей в экономику».
В Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками напомнили, что в РФ производство домашнего алкоголя (самогона или вина) не вызывает никаких вопросов, но как только кустарный производитель начинает продавать плоды своего труда, он покидает правовое поле и становится объектом интереса правоохранительных органов. «Известия» направили запросы об отношении к будущему домашнего виноделия в администрации Кубани, Крыма, Ростовской области, Дагестана и Ставрополья, а также в Минпромторг России, Роспотребнадзор и Минэк.
https://iz.ru/1889425/dmitrii-alekseev/mutnovatoe-v-plastike-pocemu-domasnee-vino-na-kurortah-predstavlaet-opasnost