«Чистой воды шантаж». Эксперт — о переговорах с Лукашенко по нефти
Александр Лукашенко заявил, что не смог договориться с Россией о контракте на поставки нефти. По словам белорусского лидера, наша страна пытается продать ему энергоносители «по ценам выше мировых» и это заставляет его искать черное золото в «другом месте». Как подобные противоречия могут отразиться на отношениях между Минском и Москвой и есть ли у Лукашенко реальная возможность отказаться от российской нефти, объясняет замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Андрей Иванович, Лукашенко не смог договориться с Россией по нефти из-за цены. Означает ли это, что он действительно намерен в ближайшее время отказаться от российских энергоносителей?
Андрей Суздальцев: То, что мы видим, — чистой воды традиционный белорусский шантаж. Он был всегда. Это отголоски старой политики балансирования между Востоком и Западом.
Когда Россия приступила к санации российско-белорусских отношений, интеграции союзных государств, встал вопрос о том, что мы нарушаем суверенитет республики. В понимании Лукашенко суверенитет, который имеет его страна, должна оплачивать именно Москва. Это не шутка, это его твердая позиция. А интеграции нет. При этом общая сумма дотаций, субсидий, разного рода уступок, которые Белоруссия получила за последние 20 лет, на 1 января этого года составила 133 млрд долларов. Общий долг небольшой: около 8 млрд долларов, к которым мы добавили им кредиты, но они их не выплачивают и на проценты берут еще кредиты, т. е. перекредитуются. И при этом настаивают (не публично, конечно, а в переговорном формате) на том, чтобы эти кредиты списали как братской стране.
Власть Лукашенко обоснована формулой «тот, кто решает проблемы республики в Москве, получает из российской столицы ресурсы, доступ к российскому рынку, кредиты, нефть, газ, тот и имеет право занимать президентское кресло». Александр Григорьевич двадцать лет данный вопрос решал, а сейчас у него это уже не так хорошо получается, потому что мы не видим никакой перспективы. Республика все дальше и дальше от нас, она идет по украинскому формату развития, как союзник она нулевая, у нас нет серьезных поводов, чтобы сказать, что Белоруссия является для нас союзником. За двадцать пять лет на счету Лукашенко всего 2-3 голосования в пользу России на Генассамблее ООН, которая носит рекомендательный характер. Ничего не сделано, а расходы колоссальные, и наше руководство понимает, что все они идут из бюджета страны, за счет российских налогоплательщиков, российского рынка и т. д.
Вопрос газа и нефти для Лукашенко принципиальный. От 40% до 50% дохода республика получает от перепродажи нашей нефти и нефтепродуктов. Мало того, он получал 6 миллионов тонн черного золота просто на поддержку белорусского государства каждый год, это называлось «перетаможка». Кроме того, Александр Григорьевич имел доступ к российской нефти по внутрироссийским ценам и экспортную пошлину зачислял в свой бюджет. Это от 77 до 100 долларов за каждую тонну нефти, а завозилось туда 24 миллиона тонн, огромный объем для маленькой республики. Понятно, что они этим жили. Сейчас Россия приступила к налоговому маневру в энергетических отношениях в рамках евразийской интеграции. Поднимается вопрос о создании единого рынка энергоносителей. И экспортные пошлины отменяются, но не сразу, процедура растянута на четыре года. Получается, что российские компании будут покупать нефть по мировой цене, но поскольку они наши и несут различного рода расходы, строят всевозможные объекты, то начнут получать из бюджета отрицательный акциз. Им будут компенсировать эту разницу. Белоруссия — суверенное государство, ей энергоносители будут поставляться по мировой цене. Это возмущает Александра Григорьевича. Он считает, что тоже должен получать компенсацию из нашего бюджета, поэтому обиделся и начал заявлять такие вещи.
— Вчера белорусский лидер сказал, что Россия предлагает ему нефть «по ценам выше мировых». Это так?
— Нет, это ложь. На самом деле в прошлом году он получал нефть за 80% от мировой цены, в этом — за 83%. Мы потихонечку выводим его на мировые цены. И сейчас он нам угрожает, что не будет покупать российскую нефть и начнет ее откуда-то завозить. Я вам сразу скажу, что подобных альтернатив нет. Везде нефть будет дороже, потому что на нее будет установлена не только мировая цена, сюда еще нужно добавить расходы на логистику, посредников и т. д.
Лукашенко неоднократно намекали, что никто никого не держит, если его не устраивает Россия — ради бога, не устраивает наша нефть — на рынке полно другой, ее можно спокойно купить. Но Александр Григорьевич считает, что Москва испугается потерять его, ведь он очень высоко ценит и себя, и свою республику. Думает, что если он сейчас топнет ножкой, то мы ему тут же все дадим, поэтому и пытается выбить себе уступки.
— Как вы считаете, ему это удастся?
— Если в предыдущие годы ему это удавалось, сейчас у него ничего не получается уже второй год. Видимо, Россия приняла какое-то решение и не пойдет на издержки. Лукашенко необходимо сломать тенденцию, налоговый маневр в нашей нефтяной отрасли, добиться привилегированных условий для себя, он и так получал российскую нефть по цене ниже, чем она была даже для россиян.
Угрозы с его стороны, конечно, будут. Уйдет ли он реально на Запад? Не уйдет, потому что он никому там не нужен. Купит ли он альтернативную нефть? Нет, не купит.