«Подлинная культура – это штучное производство»
В Московском доме национальностей прошел творческий вечер знаменитого артиста
Он начался с мини-спектакля по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина», исполнявшегося Владимиром Васильевичем при участии белорусской вокальной группы «Чистый голос». Это было поистине пиршество поэтического слова, запечатлевшего взметённую атмосферу революционного 1917-го и последующих годов становления Советской страны. Гостюхин, которого российский зритель знает в основном по киноролям, продемонстрировал всю мощь своего сценического темперамента.
Сегодня так важно быть не модным. С этого парадоксального вроде бы утверждения начал представление гостя ведущий вечера Савва Васильевич Ямщиков, известный радетель за чистоту и качество отечественной культуры.
- Вместе со своими друзьями и единомышленниками, – сказал он, – продолжаем мы с восторгом вспоминать неповторимых и незабываемых Николая Симонова и Петра Алейникова, Николая Черкасова и Олега Стриженова, Николая Крючкова и Бориса Ливанова, Любовь Орлову, Павла и Петра Кадочникова, Татьяну Самойлову и Евгения Урбанского… Какими щедрыми талантами и в каком множестве одарила судьба отечественный кинематограф! Нынешнее время зачастую старается заменить истинные ценности, несметные сокровища, созданные умом, талантом и руками нашего народа, заморскими суррогатами. Трудно нынче творцу, исповедующему духовные истины и прославляющему человека.
Только стойкие борцы не сдают своих позиций, продолжая сеять разумное, доброе, вечное. Знаковой фигурой в немногочисленном, но славном этом воинстве предстает Владимир Гостюхин человек, гражданин, художник и просветитель.
Савва Ямщиков напомнил, что у этого артиста нет ни одной проходной, случайной или небрежно сыгранной роли. Своим отношением к любимому делу, жизненной основательностью, убежденностью в своей правоте, внешним хладнокровием, за которым скрыт могучий темперамент, он, по словам Ямщикова, сродни знаменитому кижскому плотнику Борису Елупову, великому хоккеисту Вячеславу Старшинову, писателю-классику Валентину Распутину, одареннейшему физику Игорю Острецову, фотографу-светописцу Павлу Кривцову, литературному критику Игорю Золотусскому. Можно понять крупных режиссеров, «поставивших» на Гостюхина и ни разу не усомнившихся в верности выбора. Владимир, по выражению большого мастера-скульптора Олега Комова, «работает на века, без черновика».
Уж насколько вроде бы опротивели бесконечные нынешние «мыльные» сериалы, а взялся за дело Гостюхин, да еще и младшего Галкина подключил, и «Дальнобойщики», по мнению Ямщикова, заставили вспомнить героев далекого уже советского прошлого – из «Трактористов», «Небесного тихохода», «Верных друзей» и других, как сейчас бы сказали, блокбастеров того времени.
В разговоре заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Белоруссии Владимира Гостюхина со зрителями, состоявшемся после спектакля, были затронуты самые разные темы. Владимир Васильевич признался, что потеря великой страны СССР – это не утихающая боль его сердца. Ее развал был осуществлен, по его мнению, по заказу врагов нашей Родины. Артист убежден, что воссоединение Белоруссии, где он уже много лет живет и работает, с Россией – это историческая неизбежность и великое благо для народов обеих стран.
По наблюдениям Гостюхина, нынешняя молодежь, которой старшее поколение предъявляет так много зачастую справедливых претензий, вовсе не безнадежна. Когда она встречается с настоящим искусством, с подлинной поэзией, такой, как есенинская, например, у нее открываются сердца, пробуждаются ум и нравственное чувство. Об этом свидетельствует реакция молодежных аудиторий и на «Анну Снегину», и на программу песен военных лет, исполняемых Гостюхиным совместно с той же группой «Чистый голос». Побольше бы только молодым таких встреч.
Разговор о нынешнем состоянии белорусской культуры не оказался столь же оптимистичным. Каких-либо крупных прорывов, потрясений, по сути, нет.
Некогда славная киностудия «Беларусьфильм» – в полнейшем упадке. Правда, есть надежда на ее возрождение – дело взял под свой личный контроль президент Александр Лукашенко.
После бурных аплодисментов и раздачи автографов Владимир Васильевич ответил на вопросы корреспондента «Правды».
- Почему именно «Анна Снегина»? Что вам наиболее близко в этой поэме? Почему сегодня она должна звучать?
- «Анна Снегина» – это одно из последних крупных произведений Есенина – поэта, уже вполне состоявшегося, глубоко понимавшего и чувствовавшего то бурное время, в которое ему выпало жить. Много ожиданий у него было, многое он с болью переживал.
Самая, пожалуй, пронзительная его поэма – о времени, о себе в этом времени, о мечте, о любви Всё это и сегодня актуально.
- В одном из сравнительно недавних интервью вы сказали, что Василь Быков предал своего Сотникова (в фильме «Восхождение», созданном по знаменитой повести Василя Быкова, Гостюхин сыграл одну из главных ролей.- Ред.).
Как вы считаете, почему среди творческой интеллигенции так много перевертышей?
- Очень сложный вопрос. Я, наверное, не смогу за всех ответить. Это дело совести каждого.
Если человек глубоко проникнут понятием о совести, он не предрасположен к предательству. Если же его нет Кто-то «перевернулся» по соображениям конъюнктурным, кто-то держал «фигу» в кармане в советские годы, нередко будучи при этом самым зычным глашатаем партийных лозунгов.
- Несмотря на трудные для искусства времена, вы, судя по всему, не чувствуете себя вынесенным за скобки культурного процесса.
Вот и гильдия киноактеров отметила вас призом «За выдающийся вклад в профессию».
- Да, я работаю, и очень много.
Кроме театра, это сейчас еще и съемки в фильме Геннадия Полоки «Око за око» по повести Бориса Лавренёва. Тема – Гражданская война, когда брат шел на брата.
- А есть у вас надежда, что ваша и близких вам коллег линия в искусстве одолеет мерзости масс-культуры?
- Увы, я не столь оптимистичен. Масс-культура – это, так сказать, конвейер, неплохо, к сожалению, налаженный. Подлинная же культура – производство штучное. Всё подлинное делается живыми руками и душой. Как тут состязаться?
- Напомню в связи с этим довольно необычную мысль Достоевского о том, что коммунизм – это явление в высшей степени аристократическое, в духовном измерении, разумеется.
- Я уже говорил как-то, что лучше советской идеи на пространствах Союза ничего не было.
Что же до идеи коммунизма, то она, по-моему, самая справедливая идея в мире. Можно ли ее реализовать – вопрос. Но для меня справедливость – это святое. Стремление к справедливости, борьба за нее – главное в жизни.
Владимир Вишняков