Цифровой передел власти. ВТБ, «Ростелеком» и «Почта России» выступают против Сбербанка
Если в семье 10 детей и всего одна шоколадка, то возможны варианты дележа. Её съест один, оказавшийся самым сильным и быстрым, начнётся скандал за честный раздел или вмешаются родители и сами раздадут детям по кусочку. Сейчас в роли шоколадки — цифровая платформа для взаимосвязи государства, народа и бизнеса. Это десятки миллиардов бюджетных денег и доступ к информации, которая даёт власть. Самым ловким и быстрым оказался Сбербанк. Но другие игроки цифрового рынка возмутились, расценив деятельность Сбербанка как попытку монополизировать рынок цифровых услуг в государственном секторе. В итоге ВТБ, «Ростелеком», «Почта России» направили премьер-министру письмо, где изъявили желание участвовать в проекте.
Государство встаёт на цифровые рельсы
Об изменении во взаимодействии государственных органов говорят давно, но дальше проектов и обсуждений дело не зашло. Однако пришёл новый премьер-министр, который славен цифровизацией налоговой структуры, и вот власть заговорила громче о новых технологиях. Коронавирус подтолкнул и ускорил процесс.
Михаил Мишустин. Фото: twitter.com
Проект, получивший рабочее название «Гостех», предполагает создание единой площадки для взаимодействия государства, граждан и бизнеса. Кроме государственных структур, к платформе должны примкнуть частные сервисы, оказывающие услуги населению. Например, страхование, связь и прочие.
Пока в концепцию вошли только две услуги — аренда госимущества и регистрация цифрового полиса ОМС. Но это только первый этап, в дальнейшем подтянутся и остальные услуги.
Это не тоже самое, что Госуслуги
«Гостех» призван расширить количество госуслуг, которые люди и бизнес могут получать дистанционно. Кроме этого предполагается перевести на новый уровень и взаимодействие между госструктурами, увеличить цифровой документооборот между ними.
Сейчас у ведомств свои информационные системы, на обслуживание которых уходит 100 млрд бюджетных средств ежегодно. При этом многие функции задвоены. Например, одну и ту же информацию могут обрабатывать разные госструктуры, тратя на это средства.
Единая платформа решит эту проблему.
Точки входа в систему могут быть разные: Госуслуги, личные кабинеты ведомств и прочее.
«Ростелеком» давно предлагал «Гособлако»
Возмущение крупных игроков цифрового рынка понятно. Каждый из них может сделать то, что делает Сбербанк. Более того — «Ростелеком» в сентябре 2019 года утвердил концепцию Государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Она уже утверждена правительством и занесена в нацпроект «Цифровая экономика». Как говорят эксперты, Сбербанк повторяет то, что уже создано «Ростелекомом».
Ростелеком тоже может предложить государству свои технологии. Фото: bigpicture.ru
Директор по развитию национальных проектов Softline Андрей Шолохов отмечает:
Предложение Сбербанка — это фактически развитие идеи ГЕОП. Платформа должна объединять не только министерства и ведомства, но и быть открытой для коммерческих предприятий и физических лиц. И как раз предложение ВТБ, «Почты России» и «Ростелекома» это артикулирует: не нужны две системы, новая функциональность может быть создана на базе ГЕОП с утилизацией ранее сделанных инвестиций
«Почта России», ВТБ, «Ростелеком» предлагают допустить до создания платформы максимальное число разработчиков, а для стандартов и архитектуры создать межведомственную рабочую группу с экспертами из бизнеса.
К тому же в числе прочей критики в сторону Сбербанка звучат упрёки в использовании иностранного софта. Причём всё это новые разработки, не аттестованные с точки зрения безопасности.
Ещё в самом начале, когда Сбербанк только представлял правительству свои разработки, эксперты говорили о начале передела рынка, ведь по предварительным оценкам это 10 — 40 млрд в год. Письмо к премьер-министру — первая ласточка.
У монополии тоже есть плюсы
Единая платформа под управлением одного оператора — это не так уж и плохо. Министерства озабочены борьбой за бюджет, полномочия и неохотно выдают сведения из своих баз данных. Если платформой будет управлять один оператор, то он сможет решить разногласия за счёт систематизации и чётких правил работы.
Но с другой стороны, любая монополия ведёт к злоупотреблениям и завышенным расходам. Сейчас и так затраты на IT занимают третье место в госзакупках после строительства и фармацевтики.