Без сбоев. Эксперты — о видеонаблюдении за дистанционным голосованием
Электронное голосование сегодня в центре внимания. И, естественно, многих интересует как идет процесс видеонаблюдения.
К электронному голосованию, которое идет в двух регионах России — Москве и Нижегородской области — приковано сейчас все внимание политической повестки. И хотя эксперты несколько раз подтвердили готовность системы справиться с любой нагрузкой, опасения все же оставались. Особенно на тему ночного периода. Ведь те, кто выбрал для себя выборы в онлайн режиме, может проголосовать в любое время.
В ночь на пятницу серьезных сбоев в системе наблюдения за дистанционным электронным голосованием не отмечалось. Начальник управления смарт-проектов Правительства Москвы Артем Костырко прокомментировал отмеченные в интернете ночные неполадки в работе системы блокчейн:
«Никакого серьезного сбоя в системе наблюдения за дистанционным электронным голосованием не было, — подчеркнул он. — Основной инструмент — запись транзакций — работал в штатном режиме. Так что любой наблюдатель за электронными выборами имел доступ к статистике и блокам транзакций».
По словам специалиста, возникла проблема с дополнительной возможностью — экспортом данных в файлы. Она наблюдалась в течение нескольких часов, но сейчас все работает корректно. Более того, восстановлен доступ к тем файлам, которые по техническим причинам были недоступны.
Технология блокчейн, на базе которой работает система дистанционного электронного голосования, гарантирует анонимность голосования и неизменность голоса. Блокчейн позволяет хранить голоса избирателей в зашифрованном виде. А вот удалить или изменить их не выйдет. Сам бюллетень существует лишь на экране устройства избирателя, информация о документе не сохраняется ни в браузере, ни на серверах администратора. Проследить за выбором какого-то конкретного избирателя не выйдет. Более того блокчейн-сеть не обладает единым сервером, который бы контролировал ее работу. Поэтому попытку изменения данных или, проще говоря, взлома, на одном сервере сразу обнаружат остальные участникам сети.
«ТИК, как и любая участковая комиссия, имеет доступ к реестру избирателей — единственная тонкость в том, что он онлайновый. Доступ к этой информации у членов избирательной комиссии необходим для корректировки списка — о включении или исключении избирателей. Кто проголосовал, кто — нет, видит председатель комиссии и члены комиссии. Они могут показать это наблюдателю, но, естественно, никакой речи не может идти о том, чтобы показать или передать эту информацию работодателю», — заявил ранее Артем Костырко.
При проведении онлайн-голосования анонимные результаты зашифровываются и сохраняются в этом виде в базе данных. Шифрование производится с использованием специального ключа, загруженного в базу данных. Расшифровать результаты с использованием ключа шифрования невозможно. Для этого нужен другой специальный ключ, который был разделен на части за восемь дней до начала голосования.
Всего в списки электронного голосования вошли 1,19 млн избирателей (из них 1,051 млн — в Москве, 139,6 тыс. — в Нижегородской области).