Анатолий Владимирович Фурсов рассказал о попытке исправить ситуацию с ущемлением прав представителей адвокатского корпуса
Как рассказал в недавнем интервью управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры» Анатолий Фурсов, в настоящее время продолжают ущемляться права представителей защиты в ходе следственных действия. Это касается вопроса назначения проведения экспертизы. Сегодня правом назначения проведения экспертизы обладает только сторона обвинения. Именно обвинители решают, какая именно экспертиза нужна и кто из экспертов ее будет проводить.
А между тем, не стоит недооценивать значение экспертного заключения в вынесении судебного решения. Как показывает практика, присяжные или судья практически никогда не идут вразрез с заключением эксперта. В профессиональной среде даже укрепилось неформально название для экспертного заключения – «научный приговор».
Эксперт, которого приглашает обвинение, обладает широчайшими полномочиями для проведения экспертизы. В его распоряжение поступают все материалы дела, связанные с предметом экспертизы. Эксперт имеет право опрашивать всех фигурантов дела. Конечно, такие полномочия имеют и обратную сторону, эксперт несет всю полноту ответственности, вплоть до уголовной, за достоверность своего заключения.
Формально, защита имеет право заявить ходатайство о необходимости проведения экспертизы. Более того, многие адвокаты пытаются воспользоваться данным правом. Но, практически всегда, подобные ходатайства остаются без удовлетворения. Адвокат так же может пригласить любого эксперта в качестве свидетеля в суд. Но мнение эксперта в таком случае расценивается как мнение простого обывателя и не имеет для суда такого веса как мнения эксперта, назначенного обвинением.
Однобокий подход к назначению экспертизы в реальности оборачивается тем, что суд выносит ошибочные решения, а за каждым таки решением скрываются человеческие судьбы.
Для примера Анатолий Фурсов привел официальную Статистику. Ежегодно в нашей стране рассматривается порядка девятисот тысяч судебных дел. В данный процесс вовлечены около трех миллионов человек. Назначается порядка двух миллионов экспертиз. В таком потоке при однобокости следствия просто неизбежно огромное количество судебных ошибок, и дело здесь не в близорукости судей, а в самой системе.
С просьбой об изменении данной ситуации недавно к президенту обратился председатель российского комитета по защите прав человека адвокат Генри Резник. Глава государства встал на сторону адвокатского корпуса в данном вопросе и дал поручение создать межведомственную комиссию, которая выработает соответствующую законодательную инициативу.
Комиссия была создана из представителей адвокатского корпуса, Генеральной прокуратуры, следственного комитета и Верховного суда. Как сообщил нашему корреспонденту Анатолий Фурсов, по результатам на первое июля, работа комиссии ни к чему не привела. Юрист предположил, что всему виной ограничительные меры, введенные на период пандемии коронавируса, и с их снятием исполнение поручения президента продолжится.
Вопрос беспристрастности следствия могло бы решить возрождение института следственных судей, который существовал в Российской империи до революции и существует сейчас во многих развитых странах, а так же странах бывшего советского союза.
В такой системе все функции первичного следствия переданы от полиции в руки следственных судей, которые подчиняются только судебным палатам и лишены признаков профессиональной деформации, присущих сотрудникам полиции.
В заключение Анатолий Владимирович Фурсов, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры» еще раз подчеркнул, что без расширения возможности адвокатов на защиту невозможно построение гражданского общества, а добиться этого реально лишь через законодательные поправки: «Хочется верить, что законопроект, курируемый Генри Резником, станет первым, и очень важным шагом на пути к справедливому, беспристрастному, и тщательному следствию. Весь правоприменительный опыт говорит о том, что в российском уголовном судопроизводстве преобладает обвинительный уклон, и это наглядно демонстрирует порядок назначения экспертиз.