Тюменский суд ждет разъяснений от Россельхознадзора по опасному питанию в больницах. От санкций изготовителя спасает дружба с олигархом списка Forbes.
Арбитражный суд Тюменской области принял к рассмотрению иск регионального Управления Россельхознадзора к ООО «ММК «Исеть-Молоко» из Исетского района. Заявление подано по итогам очередной ревизии, вскрывшей многочисленные нарушения в деятельности крупного производителя мясо-молочной продукции.
Ведомство пытается привлечь «Исеть-Молоко» к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов».
В ходе последней внеплановой выездной проверки, напомним, инспекторы Россельхознадзора выявили на производстве два десятка нарушений. Среди них фигурировали и такие серьезные, как изготовление продукции из сырья неизвестного происхождения, прием сырого молока без электронных сопроводительных документов, использование просроченных добавок и грибковой закваски без указания срока годности, а также проведение исследований продовольствия в неаккредитованной организации.
Судя по обширному портфелю госконтрактов на 118 млн рублей, молочные и мясные продукты «Исеть-Молока» поступали в многочисленные соцучреждения, в частности, тюменское ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» Минздрава РФ, тобольскую и тюменскую больницы Западно-Сибирского медцентра ФМБА России, медсанчасть МВД РФ по Курганской области и Тюменский медуниверситет.
Отметим, что и ранее к предприятию возникали претензии Россельхознадзора. Так, 31 января текущего года арбитраж вынес решение по предыдущему иску к компании. Тогда надзор указывал на нарушения технологических операций, хранение мяса в условиях, не отвечающих нормам безопасности, а также антисанитарию на производстве. Однако фирма отделалась предупреждением. Какое решение вынесет суд на этот раз, пока неизвестно.
Издание рассчитывало получить комментарий генерального директора и учредителя «Исеть-Молока» Владимира Цыганкова относительно претензий Россельхознадзора и причин неоднократных нарушений законодательства, однако в секретариате сообщили, что топ-менеджера «нет на месте, а когда будет, неизвестно».
К слову, фигура Владимира Цыганкова хорошо известна в Управлении Россельхознадзора по Тюменской области. Ранее он фигурировал в качестве директора и учредителя ООО «РусМасло» (также ООО «РосМасло»), ликвидированного по решению суда. Эта контора на протяжении многих лет становилась объектом проверок надзорных органов, регулярно уличавших ее в изготовлении фальсификата. Позиционировала она себя как тюменская компания, хотя по факту, рассказывали представители ведомств, лишь фасовала привезенный из других регионов продукт.
«История отчасти повторяется. Подали иск в суд. Со своей стороны мы обязательно проверим исполнение предписаний. Если нет, выпишем очередное, и все пойдет вновь. Компания уже была в поле нашего зрения. К сожалению, мы можем применять только административные санкции, максимум – штраф в полном объеме. И только к компании, а не к ее руководителю», – рассказал изданию собеседник в тюменском Россельхознадзоре.
Между тем, судя по всему, возможные санкции в виде очередных предписаний, предупреждений и штрафов (максимальный достигает по ст. 14.43 КоАП 300 тыс. рублей) владельцев агрофирмы не особо беспокоят. Собеседники агентства, близкие к профильному департаменту правительства региона, высказывают свои суждения относительно устойчивости на рынке Владимира Цыганкова и его предприятия.
«Конечно, играет роль социальный фактор. Это крупный проект в АПК. На предприятии работает порядка 120 человек, для Исетского района это много. Его в свое время посещал губернатор Владимир Якушев, владельцы обещали серьезные инвестиции в развитие. Правда, насколько знаю, ничего колоссального не вложили. Зато теперь вот появились, и уже не впервые, претензии. Конечно, это определенным образом бросает тень на власть, но у управленцев нет прямых рычагов воздействия. Пока, насколько знаю, пытаются убедить работать цивилизованно и с соблюдением всех норм безопасности», – говорит источник издания.
Однако социальная значимость компании – лишь один из факторов, способствующих устойчивому положению. Другим, по словам осведомленных собеседников «Правды УрФО», якобы являются партнерские отношения Владимира Цыганкова с известным бизнесменом Виктором Харитониным.
«У экс-владельца «РусМасла» есть деловые отношения с одним из фигурантов списка Forbes Виктором Харитониным. Это основатель холдинга «Фармстандарт», владелец «Северной башни» в «Москва-сити» и гоночной трассы Formula-1 Нюрбургринг. У него очень масштабный бизнес, и в свое время у него на подрядах по строительству клиник «К+31» и медцентров «ПЭТ-Технолоджи», а также ЖК «Феллини» и поселка «Да Винчи» в Геленджике работал Цыганков (тюменский предприниматель владеет в Москве компанией по инженерному проектированию «М1 Констракшн». – Прим. ред.). «РусМасло» он незадолго до ликвидации продал Андрею Яковлеву, у которого есть клининговая компания, убирающая БЦ «Северная башня», то есть тоже связанная с Харитониным», – рассказал инсайдер.
Власть при этом, по словам собеседника издания, никакой протекции бизнесу производителя молочной продукции сомнительного качества не оказывает. В дальнейшем, если претензии со стороны надзоров будут нарастать, не исключено, что «и эта компания пойдет по пути «РусМасла», и даже не спасет репутация инвестора». Однако пока речи об остановке производства не идет.
Свое мнение о ситуации с нарушениями на производстве и поставками продукции в торговые сети и соцучреждения высказывают и эксперты рынка.
Глава федерального комитета по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления в Объединении потребителей России, куратор федерального проекта «За честные продукты!» Александр Бражко отмечает нюанс, способствующий поступлению такого питания к потребителям.
«На сегодняшний день, если речь идет не об использовании в производстве суррогатов, то легальному производителю тяжело конкурировать с недобросовестными участниками рынка. Потому и появляются молоко неизвестного происхождения и просроченные добавки. Люди это осознают, но делают товар, которые заказывают сети. А их интересует не столько содержимое, сколько цена, вернее, уровень возможной наценки. Это и 50, и 100, и более процентов. Если производитель сделает качественный товар, но с возможной наценкой в 10%, даже при условии высокого спроса его на торговые полки не пустят», – заключает аналитик рынка.