Что движет телефонными мошенниками и причем здесь эксперимент Милгрэма
Многие десятилетия социологи, психологи, теоретики задаются вопросом: почему одни люди считают за правило соблюдать установленные обществом нормы морали, а другие выходят за рамки общедозволенного? Почему существуют грабители, убийцы, нарушители закона?
И самое главное: кто виноват в том, что эти люди существуют?
На первый взгляд, есть две очевидные причины: воспитание родителей и воспитание окружения. Если человек рос в обществе с низкой социальной ответственностью, которое транслировало, что нарушение принятых норм для них приемлемо, он продолжит идти с этой мыслью по жизни.
Однако есть и третья причина, которую исследовали в серии экспериментов в области социальной психологии. А именно эксперимент Милгрэма, который организовали с целью определить взаимосвязь между преступлением и беспрекословным подчинением авторитету.
Исследователи задались вопросом, сколько страданий готовы причинить люди другим, если это входит в их рабочие обязанности?
Для эксперимента отобрали несколько человек, которые выступали в роли учителей. Они должны были тестировать учеников, роль которых исполнял актер, а за каждый неправильный ответ бить их током, постепенно повышая мощность разряда.
Они делали это практически беспрекословно, пока начальник, отдающий приказ, был рядом. При этом начальник никак не угрожал учителям. Но как только он выходил из комнаты, влияние авторитета падало и большинство учителей отказывалось причинять боль ученикам.
Изначально эксперимент Милгрэма преследовал цель узнать причины поведения солдат нацистской Германии, которые выполняли приказы, создавая геноцид и убивая людей тысячами. Результат эксперимента показал, что под влиянием авторитета люди способны совершать чудовищные поступки. И не только причинять физическую боль, но и любую другую.
Если говорить о злободневной теме, можно, например, провести аналогию с банковскими мошенниками, которые повсеместно активизировались в последнее время. И здесь встает вопрос: могли бы люди, соглашающиеся на подобные рабочие обязанности, стать как раз жертвами подобного эксперимента? Ведь мошенническая схема предполагает организацию колл-центров, найм сотрудников, которые в течение суток по указу руководителя делают множество звонков, хотя прекрасно знают, что они поступают неправильно.
Источник: pexels.com
Кандидат социологических наук Виталий Эпштейн считает, что если эффект Милгрэма в случае с телефонными мошенники и имеет место быть, это не главных фактор подобных противоправных действий.
«Думаю, что человек, который причинял физическую боль по эффекту Милгрэма, находился в немного иных условиях: каждому, кто оказывается в лаборатории, выплачивали $5 вне зависимости от того, доведет ли он эксперимент до конца или откажется ли от участия», — объясняет Виталий Эпштейн. — «Работа в колл-центре, напротив, стимулируется денежным вознаграждением».
Важно понимать, почему в традиционном обществе все же важен фактор авторитетности. Люди воспитываются в культуре уважения к старшим, поступая не ради достижения личных благ, а в соответствии с социальными нормами.
Это интересно: Теория разбитых окон, или как общий порядок влияет на поведение людей
Однако, несмотря на это различие, на обе ситуации все равно может влиять единый психологический фактор. В колл-центре царит рабочая атмосфера, есть структура, схожая с классической организацией: есть начальник и есть подчиненные. Сотрудник может перекладывать частично вину за свои действия на руководителя, который ему поручил такие обязанности (что демонстрировалось и в эксперименте Милгрэма), и на рабочую среду — все вокруг делают то же самое, человек разделяет свою вину с другими.
«Это вполне работающая теория, подтверждающая понятие социального контроля», — рассуждает Виталий Эпштейн. — «Допустим, есть общепринятые социальные нормы, которые нельзя нарушать. Люди, к примеру, не воруют вещи из курток в гардеробе, не потому, что попадают в поле зрения камеры видеонаблюдения, а потому что нарушение общепринятых норм для них табу».
Источник: pexels.com
Но есть другие. Для них границ дозволенного не то чтобы не существует, но границы эти ослаблены или сильно расширены. Например, если человек жил в семье, где нормальным считалось нарушение установленных правил.
«Однажды я лежал в больнице, сосед по палате был работником завода. Он выдал такую фразу: «Неси с завода каждый гвоздь — ты здесь хозяин, а не гость», — рассказывает социолог. — «То есть он считал абсолютной нормой воровство и перепродажу производимых им же запчастей, словно это была прибавка к зарплате».
Какой можно сделать вывод? Сотрудники колл-центров, занимающиеся мошенничеством, делают это не столько ради высокой зарплаты, сколько из-за низкого социального контроля. Социальные рамки заметно расширены, такие люди могут с чистой совестью делать то, что у других вызывает ужас и стыд.
Это интересно: Теория мокрых городов: в чем особенность культуры дождливых мегаполисов
Возвращаясь к эксперименту Милгрэма, можно задуматься, кто выступает для этих людей в качестве авторитета. Вероятно, это вовсе не начальник, причина кроется глубоко в корнях — воспитании, жизненных принципах. И отличается реакция людей на приказы. Подопытные эксперимента демонстрировали нежелание бить током людей. А в случае с мошенниками — они не против совершать кражи с банковских счетов, так как не видят в этом ничего дурного.