О вранье немецких танкистов. Барон Мюнхгаузен нервно отдыхает. Скромнее надо быть, господа!
Результат известен. Немцы навоевали так, что значительную часть новейших машин они потеряли, а командир 501 тяжелого танкового батальона оберст-лейтенант фон Легат в том же месяце лишился своей должности. На его место был назначен майор Саемиш.
Впоследствии батальон доукомплектовался, в частности за счет 509 тяжелого танкового батальона, а 21 декабря 1944 года он сменил нумерацию и стал 424 тяжелым танковым батальоном.
На 1 декабря в строю числилось 51 танк. Батальон был укомплектован танкам «Тигр I», и «Тигр Б».
В боевых действиях до 13 января батальон не участвовал и в бой в районе польского села Лисув он вступил в полном составе.
В книге-исследовании Вольфгана Шнайдера «Тигры в бою», основанной на изучении журналов боевых действий немецких тяжелых танковых батальонов сказано, что в этот день 501 ТТБ, попав в засаду советских танков ИС-2 и замаскированных противотанковых пушек, почти полностью был уничтожен.
При этом утверждается, танкисты 501 ТТБ уничтожили 50-60 советских танков.
Кстати, версия о том, что 501 тяжелый танковый батальон 13 января был уничтожен советскими танками ИС-2 из засады, набив при этом кучу наших танков, перекочевала и в русскоязычные издания.
В частности это утверждается в книге Ильи Мощанского «Тяжелый танк Тигр-I» и в ряде других публикаций.
А теперь давайте разберемся, как же все было на самом деле. К счастью, в советских архивах сохранились документы, в которых достаточно подробно описывается это день.
И выясняется, что немецкие танкисты приврали, а точнее даже, не приврали, а заврались!
Как стало известно из документов, «Тигриный Армагеддон» немцам устроили танкисты 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса, а точнее, это была 61 гвардейская танковая бригада (тбр), а еще точнее, против немцев в этом бою участвовали два батальона танков Т-34-85 и 2 роты моторизованного батальона этой же бригады, которые шли на «тридцатьчетверках» десантом.Танкисты "Уральского добровольческого танкового корпуса"
Боевое распоряжение командира 61 гв. тбр, гвардии полковника Жукова от 13.01.45 года подтверждает, что в этом бою участвовали только два батальона его бригады.Боевое распоряжение командира 61 гв.тбр от 13.01.45 г.
Из этого документа становится ясно, что Лисув обороняли лишь два батальона танков Т-34-85 61 гв.тбр, и никаких ИС-2 и противотанковой артиллерия там не было даже близко. А это значит, что тяжелым «Тиграм» 501 ттб противостояли 40 танков Т-34-85 и 2 роты МБА этой же бригады.Танк Т-34-85.
Из боевого отчета 61 гв. тбр можно узнать, что на самом деле произошло 13 января 1945 года.
Выясняется, что ранним утром 13 января 1945 года два батальона танковой бригады с десантом на броне с ходу ворвались в Лисув. Это оказалось столь неожиданным для немцев, что они не оказывая сопротивления, бежали в панике из города, оставив большое количество трофеев, а 40 человек, среди которых был командир 248 арт.полка 168 ПД, были взяты в плен.Схема боя 61 гв. тбр в районе Лисув
Уже в 9.30 немцы начали контратаки, чтобы выбить наших танкистов из Лисува. Всего в атаках принимали участие до 60 танков противника, среди которых преобладали танки 501 тяжелого танкового батальона, состоящие из танков «Тигр I» и «Тигр Б». Первыми на окраинах деревни показались «Тигры» 424-го батальона, предположительно, это были машины третьей и части второй роты. Всего в атаке, последовавшей с юга, приняло участие около 20 танков. Правда, дойти до Лисува оказались способны не только лишь все: на пути к деревне «Тиграм» пришлось преодолевать ручей, мост через который при проезде очередной махины не выдержал и предательски рухнул, нанеся батальону первую потерю, ещё два танка попытались обойти Лисув по бездорожью, однако умудрились увязнуть в промёрзлой польской земле.Застрявший «Тигр». Фото сделано сильно позже, но общее представление даёт.
На этом неприятности только начинались. Видели ли вы выше хоть слово о немецкой разведке прямо перед боем? А всё потому, что её и не было. Так что прошу не удивляться тому, что оставшиеся 17 «Тигров» благополучно ехали вперёд, пока не заехали в формирующийся огневой мешок. Как только дистанция снизилась до минимальной, Т-34 открыли ураганный огонь, который тут же сократил поголовье больших кошек ещё не четыре экземпляра, остальные же принялись откатываться. В процессе один из них попытался вытащить подбитого товарища с поля брани, но тут уже собственные агрегаты приказали долго жить, отчего бросать немцам пришлось оба танка. Следовавшая позади пехота тоже успела попасть на раздачу и атаку приостановила.
Наступающие танки поддерживала артиллерия, 10-ти ствольные минометы, и пехотный полк 168 ПД. Лисув загорелся, однако из-за горящих домов то и дело появлялись «тридцатьчетвёрки», вели огонь, а потом снова скрывались в пламени и клубах дыма.
Несмотря на явное превосходство противника в технике и живой силе, уральские танкисты успешно отражали вражеские атаки. Умело маневрируя между горящими постройками, прикрываясь клубами дыма, танкисты в упор били врага. А вот и подбитые «Коты», пусть и не на переднем плане.
Все атаки, а их в течение дня было двенадцать, гвардейцы- танкисты 61 гв.тбр успешно отразили. Немцы упрямо ломились вперёд, видимо, рассчитывая на то, что силы у русских рано или поздно закончатся. Доля правды в этих словах есть, ведь как иначе объяснить то, что под вечер комбриг сам вёл бой наравне с остальными своими танкистами и погиб, сгорев в собственной боевой машине? Впрочем, неотомщённым он оставался недолго: Лисув также стал последним пристанищем для комбата-424, майора Семиша, погибшего во время очередной попытки ворваться в деревню. Лишь к восьми часам сражение прекратилось, и обе обезглавленные стороны начали приводить себя в порядок. В 20.00, понеся тяжелые потери, немцы прекратили атаки.Офицеры Уральского Добровольческого танкового корпуса, Н.Г. Жуков второй справа.
Для немцев они были, мягко говоря, неутешительными: имея 23 «Королевских», 27 обычных «Тигров» и 13 «Пантер» они, проведя на Лисув 12 (!!!) атак, так и не сумели им овладеть. А поскольку к северу и югу фронт уже рушился, отходить пришлось, побросав большую часть подбитой бронетехники. Но помогло им это не особо, и через несколько дней батальон прекратил своё существование как организованное подразделение. Безвозвратные потери нашей бригады в этом бою составили 4 танка Т-34-85. 10 танков были подбиты. Большинство из подбитых танков к утру 14.01.45 г. были восстановлены. В этот день танкисты уничтожили 5 «Королевских Тигров», «шесть танков Тигр I», 5 танков «Пантера» и 2 САУ. Это только то, что немцы не смогли эвакуировать с поля боя.
Узнав все это и сравнив выписку из журнала боевых действий 501 тяжелого танкового батальона с отчетом 61 гв. танковой бригады начинаешь понимать, как на счету многих немецких тяжелых танковых батальонов появились астрономические цифры одержанных побед.
Посудите сами. 501 тяжелый танковый батальон в этот день ухитрился уничтожить советских танков в полтора раза больше, чем было «тридцатьчетверок» в двух танковых батальонах 61 гв. тбр, противостоящих ему.
При этом он успел повоевать с тяжелыми советскими танками ИС-2, которых на тот момент не было на данном участке. В придачу, согласно немецким данным, как минимум, два советских тяжелых танковых полка они уничтожили. Ну разве что самоликвидацией! Ведь на тот момент по штатам в гв.ОТТП числилась 21 машина. О противотанковой артиллерии даже и говорить не будем.
Что можно на это сказать. Своими буйными фантазиями немецкие танкисты переплюнули знаменитого барона Мюнхгаузена, и теперь тому остается только спокойно отдыхать в сторонке.По немецких данным и по данным западных счетоводов, 501 танковый батальон за время своего существования потерял 120 танков «Тигр» и «Тигр Б». При этом утверждается, что боевые потери составляют всего лишь 24 танка, а 96 были потеряны по техническим причинам или в связи с отсутствием горючего и подорваны собственными экипажами.
При этом 501 танковый батальон заявил об уничтожении 450 танков противника. Но мы-то теперь знаем, на основе чего часто базировалась немецкая статистика и чего стоят сами победы.
На это можно сказать лишь одно: «Поскромнее надо быть, господа! Имейте чувство меры!»
https://zen.yandex.ru/media/nil/o-vrane-nemeckih-tankistov-b...