Аналитик Юшков: Белоруссия намерена разыграть все козыри с транзитом через Литву
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко одобрил проект о перевозке и перевалке нефтепродуктов через российские морские порты. Предполагается, что транзит будет достигать более 9,8 миллиона грузов типа бензина, мазута и масла в 2021-2023 годах.
Белоруссия своими решениями пытается образумить политиков Литвы и в сложившейся ситуации разыграть карту в свою пользу, отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". Минск все еще рассчитывает работать с Вильнюсом на собственных условиях.
ПЭ: Как могут сложиться торговые отношения Москвы и Минска в вопросе транзита нефтепродуктов?
Я бы не забегал вперед и дождался коммерческого контракта, потому что все идет как-то очень медленно. Вроде Белоруссия отказалась от перевалки грузов через порты Литвы чуть ли не в прошлом году. Но куда ушли эти грузы? Непонятно. Даже оператор Клайпедского порта заявляет о том, что с февраля поставок нет, что нефтепродукты белорусские идут не через их терминал.
В Белоруссии есть три крупнейших покупателя нефтепродуктов. Первый — Великобритания, второй — Украина, третий — Нидерланды. Частные производители нефтепродуктов уходят на Украину. Там идет все по железной дороге. Другую часть можно сдавать по нефтепроводу, который идет транзитом через Россию в Мозырский НПЗ, дальше на Украину, Венгрию и в Словению.
Непонятно, куда ушли остальные грузы, которые нужно отгрузить морем. Они проходили через Литву и попадали в Нидерланды и Великобританию. До сих пор не заключено ни одного коммерческого контракта, а без этого невозможно движение грузов. Ни контрактов с РЖД, ни на перевалку. Ничего нет абсолютно. Здесь все очень странно складывается.
Моя версия заключается в том, что на самом деле подписание межправительственного соглашения и заявления Лукашенко — это лишь попытки белорусской стороны надавить на латвийцев, чтобы они дали дополнительные скидки на перевал, на транзит по железной дороге. То есть они хотят получить выгодные условия.
ПЭ: Почему Минск надеется на уступки со стороны Вильнюса?
Россия на самом деле какие-то существенные скидки сделать Белоруссии не может на перевал нефтепродуктов. В наши порты приходят наши нефтепродукты. Если Белоруссии дадут существенную скидку, тогда российские компании зададут вопрос: "Почему вы им даете низкие тарифы, а мы платим по более высоким?". Поэтому сделать цены ниже, чем для российских компаний, здесь ни порт, ни железная дорога не могут.
Возможно, это станет основанием для того, что в итоге вообще не будет коммерческих контрактов с Белоруссией. Минск может надавить — Москва не дала дополнительных скидок. А Россия не способна их дать, потому что тогда собственные компании станут требовать аналогичные условия. В итоге порты и железные дороги уйдут в убыток. Поэтому я здесь бы дождался подписания контрактов.
ПЭ: Что значит соглашение между Россией и Белоруссией для Литвы?
Для Литвы, конечно, это неприятная история. Белорусскую политику можно понять, в целом это логично. Если вас с утра до вечера поливают грязью, то, конечно, вы будете лишать эту страну дохода. Почему вы будете давать им зарабатывать, при этом терпеть, как вас грязью поливают?
Россия в свое время то же самое сделала. Из-за этой причины она увела свою нефть из прибалтийских портов. Построила БТС-1, Балтийскую трубопроводную систему, БТС-2 на Приморск и на Усть-Лугу. РФ развивает собственные порты, раз есть такие возможности.
Поэтому Литва здесь ведет себя как мазохист. Она рубит сук, на котором сидит. Страна зарабатывала не 30% бюджета благодаря перевалке, как Лукашенко заявил, доход был меньше. Но любой заработок терять не хочется. Литва из-за своей политизированности в итоге действительно, на время или частично, лишилась грузов.
ПЭ: Как Минск может воспользоваться ситуацией с Вильнюсом?
Белоруссия на самом деле хочет, чтобы Литва просто была поумереннее в своих политических высказываниях и деятельности. На самом деле Минск тоже не хочет переваливать грузы где-то еще. Ему вполне удобно работать с Литвой, не зря Лукашенко заявил, что не оставляет надежду на конструктивный диалог с Вильнюсом. Поэтому я здесь очень осторожно отношусь к тому, что белорусские нефтепродукты навсегда и в полном объеме перейдут на российские порты.
ПЭ: Почему Белоруссия использует такие методы?
Это стандартная практика Лукашенко, создать ситуацию и потом сесть за стол переговоров и ее решать. Аргументом будет — давайте мы пойдем на уступки, но и вы тоже должны пойти на компромисс. И в итоге Минск что-то получает взамен.
Непонятно, что сейчас произойдет. Лукашенко ждет встречи на высшем уровне, а все козыри попридержит до этого момента. Я думаю, что пока не будет встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, никакого реального продвижения в вопросе нефтепродуктов на российские порты не произойдет.
Ранее гендиректор литовских нефтяных терминалов Дарюс Шиленскис констатировал, что в этом году не стоит ожидать стабильной перекачки белорусских нефтепродуктов через терминалы Клайпеды. В прошлом году чистая прибыль составила всего 10,4 миллиона евро, а в 2021 году не стоит рассчитывать и на это.
Читайте также:
Аналитик Митрахович: нормальное поведение Литвы гарантирует транзит российского газа
Литва увидела спасение клайпедского СПГ-терминала в Польше
Россия стала лидером среди государств по инвестициям в Белоруссии