«Изумляют пронизанные армянскими мотивами декорации»: Мартирос Сарьян и опера «Алмаст»
1930-е годы отмечены в творчестве Мартироса Сарьяна большой работой в области театрально-декорационного искусства. «Я хотел внести живопись в театр, чтобы сцена смотрелась как картина, хорошая картина, живая в цветовом отношении, и чтобы не было нагромождено, не было лишних вещей», — говорил Сарьян.
Мартирос Сарьян создал эскизы декораций и костюмов для постановок оперы «Алмаст» Александра Спендиарова — в 1930 году в Одесском театре оперы и балета и два варианта постановки в Ереванском театре оперы и балета (1933, 1938–1939). Стоит также выделить оперу «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова (Театр имени К.С. Станиславского, Москва, 1931) и оперу «Храбрый Назар» Аро Степаняна (Ереванский театр оперы и балета», 1934–1935).
В 1939 году во время Декады армянского искусства в Москве на выставке изобразительного искусства Армении были широко представлены картины Мартироса Сарьяна. Большим успехом пользовалось его оформление оперы «Алмаст», которую Ереванский театр оперы и балета показал на сцене Большого театра.
Опера «Алмаст» создана на основе поэмы «Взятие Тмкаберта», написанной Ованесом Туманяном в 1902 году. Поэт использовал в своём произведении народные сказания и легенды о подлинных исторических событиях первой половины XVIII века — об осаде крепости Тмук войском персидского шаха.
В марте 1941 года Мартирос Сарьян был удостоен Государственной премии — за оформление оперы «Алмаст», показанной в Москве двумя годами ранее на Декаде армянского искусства.
17 октября 1939 года в газете «Известия» был опубликован отзыв директора Эрмитажа Иосифа Орбели, в котором он делился произведённым на него впечатлением от созданных Сарьяном декораций к опере «Алмаст».
Иосиф Орбели
«Радостное зрелище»
…Чудесная опера «Алмаст» мне была знакома раньше, но лишь сейчас она зазвучала в полную силу, лишь сейчас она открыла весь талант покойного Спендиарова.
Изумляют пронизанные армянскими мотивами декорации, написанные мастерской рукой народного художника Мартироса Сарьяна. Сочетание этого оригинального таланта с историко-архитектурной и археологической эрудицией архитектора Н. Токарского создало на сцене чудеса. При всей художественности и лёгкости декораций воздвигнутые на сцене ансамбли дают возможность воспринять в точности архитектурные формы средневековой Армении и убранство средневековых армянских зданий во всем их богатстве. Эти декорации радуют тем, что в них нет прямого копирования какого-либо определённого архитектурного памятника или орнаментального убранства. Это — свободная композиция, основанная на глубоком знакомстве с древним искусством Армении.
Необычайно точное воспроизведение утвари, костюмов, подбор красок каждого отдельного костюма и их сочетания создают полную гармонию. Все эти костюмы, их краски, сочетания, переливы являются новым блестящим творением мастера, всегда правдивого, всегда яркого Мартироса Сарьяна.
/ «Известия», 17 октября 1939 /