«Почему никто не остановился?»: как самарец с шестилетним сыном тушили степной пожар
Эколог Николай Страшнов потушил в Самарской области загоревшуюся лесостепь. Ему активно помогал шестилетний сын Семен.
Николай Страшнов и его шестилетний сын Семен Щербаков потушили пожар в Сергиевском районе Самарской области. Мужчина занимается природоохранной деятельностью и уверен, что это был поджог. Он не требует себе награды, а просит новую пожарную машину для сельского поселения.
Страшнов и его сын возвращались на автомобиле по трассе М5 в Самару из Башкирии. В Сергиевском районе Самарской области, в районе села Черновка, они увидели огонь и дым. Первым тревогу забил мальчик. Причем это было не просто любопытство ребенка.
Страшнов и его семья активно занимаются природоохранной деятельностью и даже получили на это президентский грант. Их просветительский экологический проект носит название «Оранжевый скворечник». Семен тоже вовлечен в эту деятельность.
«У Семы есть настольная игра, из которой он знает различные виды пожаров — бытовые, природные, химические и другие. И знает, как их различить и как тушить», — пояснил собеседник ФАН.
Выйдя из машины, мужчина первым делом набрал номер службы спасения — 911. Там его локацию вычислили по местоположению телефона и обещали выслать помощь. Тем не менее моментального приезда пожарных ждать не приходилось, а огонь по траве распространялся с большой скоростью. Отец с сыном решили действовать самостоятельно.
Благо, в «Газели», приобретенной на средства президентского гранта, было «на всякий случай» все необходимое для природоохранной деятельности. Пригодились и лопаты, и пятилитровые «баклажки», наполненные водой.
«Я дал сыну палку, сказал ему, чтобы сбивал горящую траву по краю и затаптывал ботинками тлеющие остатки. А сам начал сбивать огонь лопатой. Горела территория размером с футбольное поле. Мы уже затушили процентов 60-70, но тут вдруг поднялся ураганный ветер», — вспоминает Николай.
Огонь разгорелся с новой силой. К тому времени «тушители» уже изрядно устали, ведь боролись с пожаром минут 35-40. Повторный звонок в МЧС обнадежил: там сообщили, что подмога уже выехала.
В это время от травы загорелись уже и березы. Николай бросился таскать воду из машины и поливать их. Ему удалось спасти деревья от огня.
«Подъехали легковой автомобиль и очень старая пожарная машина. Из легковушки вышел молодой человек, представился и спросил, что надо делать», — рассказал Страшнов.
Это был 30-летний глава сельского поселения Черновка Кирилл Григорьев. Пожарная машина (там работали профессиональный пожарный Сергей Демидов и доброволец из села Юрий Новоселецкий) стала тушить загоревшуюся площадь с одной стороны, а Николай с сыном продолжали бороться с огнем с другого края.
Григорьев принес специальные пожарные ранцы, из которых удобнее заливать пламя. Он вместе с Николаем несколько раз бегал к машине за 500-700 метров наполнять ранцы. Совместными усилиями огонь удалось остановить.
«Конечно, мы очень устали. Руки были в кровавых мозолях, обувь обгорела, оплавилась одежда. И я потом уже понял, что ни разу за все это время мы не выпили глотка воды», — отметил рассказчик.
Но больше всего его поразило поведение сына.
«Ему всего шесть с половиной лет, а в нем столько мудрости, силы, энергии! Он не то что ни разу не пискнул, а даже меня подгонял, когда я останавливался, устав махать лопатой, из которой винты повылетали», — делится впечатлениями о Семене отец.
После успешного завершения работ по тушению Николай запустил дрон, с которого сделал фотографии обгоревшей территории. Он четко увидел место, откуда начался пожар, и свежие следы уехавшего оттуда автомобиля.
Эколог уверен — сухостой поджег кто-то из местных жителей, держащих скот. Так делают, чтобы старая трава не мешала в будущем косить свежую зелень. Такой метод называют «палом», но он должен быть управляемым и контролируемым, с обязательным участием пожарных расчетов.
Но в огромном Сергиевском районе все имеющиеся пожарные машины рассредоточены по разным поселениям, чтобы успеть отреагировать, если полыхнет где-то еще. Ведь район — лесостепной. В сухую погоду пожароопасность на таких территориях всегда повышенная. Потому ликвидировать возгорание близ Черновки приехала только одна старенькая машина.
Если бы не получалось справиться с огнем таким составом, который имелся, подъехали бы и другие машины, но не слишком скоро. Благодаря активной позиции и действиям Николая Страшнова и его сына Семена удалось ликвидировать пожар, когда он еще не разгорелся до масштабного. Самое главное — удалось сделать так, чтобы огонь не пошел в сторону деревенских домов.
Николай о вероятной награде говорит с улыбкой, не считая, что это важно. Гораздо важнее, по его словам, чтобы у поселений было достойное оборудование и технические возможности на случай подобных ситуаций.
Николай Сергеевич уже написал письмо губернатору Самарской области Дмитрию Азарову. Он попросил наградить Григорьева, Демидова и Новоселецкого, тушивших пожар, и выделить поселению новую пожарную машину. Имеющаяся уже явно устарела и морально, и технически.
За сына Николай не опасался, так как тот четко выполнял указания отца и был теоретически подготовлен к тому, как нужно себя вести в таких ситуациях. Продукты горения травы для легких, к счастью, не так опасны. А пластика, пакетов, выделяющих ядовитый дым, вокруг села не было — территория была чистой и ухоженной. Эколог выразил «респект» главе Черновки за это.
«Единственное, чего я опасался, — что огонь может дойти до оврага, а там часто скапливаются газы, и тогда могло серьезно полыхнуть. Но мы сумели отсечь это направление», — признался Николай.
Администрация Сергиевского района, по сведениям ФАН, все же обратилась к самарскому губернатору с просьбой представить Николая Страшнова и Семена Щербакова к наградам. Вероятнее всего, вручение состоится в начале июня. Герой скромничает и говорит, что, когда бросился тушить пожар, уж точно не думал ни о какой награде.
«Знаете, что мне сказал Семен уже вечером, когда мы приехали домой? Он спросил: «Папа, а почему больше ни одна машина не остановилась?» У меня в машине всегда есть несколько лопат. И если б из сотен или даже тысяч проезжавших по трассе машин остановились еще хоть одна-две — мы потушили бы совместными усилиями огонь сразу же. Равнодушие — вот, что самое обидное», — переживает активист-природоохранник.
Лариса Щербакова, ждавшая в тот день мужа и сына домой к обеду, встретила их только вечером. Она тоже участвует в природоохранном проекте, поэтому полностью поддержала поступок своих мужчин. Посмотрев на их оплавленную одежду и обувь, произнесла:
«Молодцы! Я горжусь вами!»