Какие утерянные украшения были восстановлены и стали экспонатами Алмазного фонда
В «Алмазном фонде» хранятся не только исторические драгоценности, из тех, что остались от имущества царской семьи. С 1950-х годов в фонд стали поступать самые крупные, интересные с точки зрения формы и цвета алмазы, найденные в Якутии, уникальные драгоценные камни и самородки.
Для работы с новыми поступлениями в середине 1960-х была создана «Экспериментальная лаборатория» при Гохране, которая занималась реставрацией старых экспонатов «Алмазного фонда» и созданием новых ювелирных шедевров.
Отдельным направлением стало восстановление по сохранившимся фотографиям утраченных царских драгоценностей, которые были проданы после революции, и след которых оказался утерян.
Работники "Экспериментальной лабораторияи" при Гохране - наши знаменитые и талантливые ювелиры
Основным источником информации о внешнем виде и составляющих этих украшений служили каталоги академика Александра Ферсмана, который занимался ревизией и изучением романовских сокровищ. Конечно, черно-белые фотоснимки из каталогов Ферсмана не могли в полной мере передать все важные ракурсы драгоценностей, поэтому новые экспонаты фонда не считаются копиями, а лишь репликами.
К тому же, украшения были «улучшены» - их сделали из другого металла и использовали более чистые и интересные камни из фондов Гохрана.
Восстановленная тиара "Русское поле" с желтым бриллиантом в 35 карат.
В 1980-м году лаборатория восстановила тиару «Русское поле», как говорилось тогда – в честь освоителей целины. Изначально, тиара с колосьями принадлежала супруге Павла I Марии Федоровне, центральным камнем в ней был крупный лейкосапфир (то есть сапфир белого цвета).
Снимок оригинальной тиары начала 19-го века с лейкосапфиром, из каталога Александра Ферсмана
Воссозданная тиара сделана из золота и платины и состоит из колосков ржи и веточек льна, которые, по замыслу современных ювелиров, «тянутся к солнцу» - желтому алмазу в 35 карат, размером с крупный лесной орех.
Еще одна восстановленная тиара – жемчужная «Русская красавица», оригинал был сделан в 1841 году из серебра, а реплика – в 1987 году из платины с тысячей бриллиантов, и это как раз максимально точная копия оригинала, если не считать материалов.
Оригинальная тиара "Русская красавица", фото из каталога 1925 года
По мнению ювелиров «Экспериментальной лаборатории» при Алмазном фонде, именно полированная платина лучше всего гармонирует с белыми бриллиантами и жемчугом. Каплевидные жемчужины в новой тиаре, конечно, культивированные, и поэтому их смогли подобрать намного более ровный и симметричный комплект, чем были на оригинальной тиаре.
Оригинальная "Русская красавица" сейчас, предположительно находится на Филиппинах, я писала о ней раньше.
Реплика романовской тиары, очень близкая к оригиналу, хранящаяся в Алмазном фонде
В самом начале 1990-х была изготовлена брошь-бандо, которую назвали «Цветочная фантазия». В точности такого украшения среди романовских сокровищ не было, ювелиры сделали брошь «по мотивам» сразу нескольких сохранившихся снимков старых драгоценностей.
Такие броши использовались для украшения корсажа, слово бандо («лента») означает форму украшения – она удлиненная и состоит из пяти подвижно скрепленных частей.
Центральную часть большой броши можно носить как колье
Каждый из пяти элементов броши можно использовать отдельно как колье, брошки и подвески, вместе их длина составляет 32 см, а вес почти 400 грамм.
Две утерянные бриллиантовые броши из каталогов Ферсмана и реплика 1970-го года, сделанная ювелиром Виктором Николаевым
Еще одна очень далекая от оригиналов реплика, практически созданная заново авторская работа – знаменитая «бриллиантовая роза». Ее изготовили в 1970-м году из платины и полутора тысяч бриллиантов, а весит она около 200 грамм и почти повторяет размером настоящий цветок.
Одна из витрин Алмазного фонда с украшениями, изготовленными ювелирами "Экспериментальной лаборатории"
Все элементы броши закреплены подвижно, так что если бы ее кто-то носил, игра бриллиантов была бы невероятным зрелищем.