«Страшная тайна» русских мечей и типология Оукшотта в миниатюрах
Меч был оружием и для сведения счетов знати, неважно двуручный или одноручный, он помогал защитить «честь и право». Недаром, вступавшего в рыцарское братство опоясывали именно мечом. Кадр из фильма «Тайны Бургундского двора».
«А какие были мечи на Руси? Про европейские говорят весьма много, но про русские молчат.
– Это заговор! Мы, авторы, поклялись этой тайны никому не открывать!
Если описывать мечи с точки зрения типологии, то да, скучно, однообразно и неинтересно.
– Вячеслав Олегович! Увертки не помогут!!! Ждём-с!!!»
(Из переписки на сайте)
«…не мир пришел Я принести, но меч».
(Евангелие от Матфея 10:38)
– Это заговор! Мы, авторы, поклялись этой тайны никому не открывать!
Если описывать мечи с точки зрения типологии, то да, скучно, однообразно и неинтересно.
– Вячеслав Олегович! Увертки не помогут!!! Ждём-с!!!»
(Из переписки на сайте)
«…не мир пришел Я принести, но меч».
(Евангелие от Матфея 10:38)
История оружия. Начну с небольшого лирического отступления. Всегда удивляли вот такие писания, как самое первое, взятое в эпиграф, про русские мечи. Казалось бы, в век интернета такое вообще невозможно. Ну, ты, набери в поисковике «русские мечи» или «статьи и книги о русском холодном оружии», или «диссертации о русском холодном оружии», или А. Н. Кирпичников «Русские мечи XI–XIII веков», или А. Н. Кирпичников, А. Ф. Медведев «Вооружение». И будет тебе столько всего, что читать не перечить. Но – нет, надо написать явную глупость, лишь бы только написать.
Мне лично эта тема не интересна и вот почему.
В свое время еще в 70-е годы прошлого века прочитал о древнем русском оружии много работ авторов того времени. Написанных тяжелым, сугубо научным языком. Пробился через их дебри, и сделал для себя ряд выводов, один из которых – не писать на данную тему. А давать ссылки на эти фундаментальные, «советские», исключительно достоверные исследования. Потому, что… Кому надо, тот осилит. А кто привык скакать по верхам – им такое не нужно: откроет и закроет.
То же самое могу, кстати, сказать и о себе. Меня интересуют интересные (забавный каламбур – интересуют интересные») темы, малоизвестные нашему читателю, информация по которым не требует тяжкого труда. И чтобы был красивый, наглядный визуальный ряд, который приятно оживляет всякий сухой текст. Нет этого – перед вами, уважаемые, интернет. А в нем и диссертации, и монографии, и статьи в журнале «Советская археология» – вам туда!
Это не что иное, как в очень обобщенном виде (а большего нам в популярном очерке и не надо!) схема типологии мечей Эварта Оукшотта, взятая из книги Томаса Лайбле «Меч. Большая иллюстрированная энциклопедия». М.: Омега, 2011. С. 26. Она хороша тем, что позволяет очень наглядно представить себе эволюцию европейских мечей с IX и до XVI века.
Дело в том, что как раз информации по русским мечам на самом деле очень много.
Археологами было раскопано 30 тыс. курганных комплексов (!) и составлена подробная картотека всех комплексов, в которых обнаружены были доспехи и оружие IX–XIV вв. И в ней 1300 погребений и еще 120 поселений. Причем находками из них располагают 40 отечественных и некоторые зарубежные музеи: всего более 7000 предметов вооружения и военного снаряжения IX – первой половине XIII веков, найденных при раскопках в более чем 500 поселений.
Документировано найденное на территории Руси вооружение не менее, чем на 85–90 %. Всего же артефактов и их фрагментов у того же Кирпичникова зафиксировано (сейчас уже больше): мечей – 183, скрамасаксов – 10, кинжалов – 5, сабель – 150, наконечников копий – 750, почти наконечников сулиц – 50, боевых топоров – 570 и около 1000 рабочих, булав (и шестоперов) – 100, 130 кистеней, тысячи наконечников стрел и около 50 арбалетных болтов. А еще и части сложных луков, колчанов и иных принадлежностей для лука или самострела. Из доспехов каталогизировано 37 шлемов, 112 кольчуг, отдельные части 26 пластинчатых и чешуйчатых доспехов (всего 270 элементов). А еще наручи и наколенники. И 23 фрагмента от щитов. Конское снаряжение: удил – 570, отдельных частей – 32 оголовий (700 деталей), конская маска, остатки 31 седла (130 деталей), 430 стремян, почти 590 шпор, 50 деталей плеток.
Ну, а самым подробным образом обо всем этом интересующиеся могут прочитать в следующих работах:
Кирпичников А. Н. «О начале производства мечей на Руси» // Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т.4., М., 1998. С. 246–251
Кирпичников А. Н. «Древнерусское оружие». Вып.1. Мечи и сабли IХ–ХIII вв. (САИ. Вып. Е1–36), М.–Л., 1966
Кирпичников А. Н. Древнейший русский подписной меч // Советская археология, 1965, № 3.
Есть интересные диссертации, причем уже не советских временем, а сегодняшнего дня:
«История исследования технологии производства вооружения в Средневековой Руси» –тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.10, кандидат исторических наук Петраков, Тимур Валериевич, Москва, 2016
«Развитие вооружения Руси в X – начале XVI в.: основные тенденции и особенности» –тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Грубин, Илья Валентинович, Москва, 2008.
Так что не надо, выставляя напоказ собственное невежество, писать, что «никто не пишет». Вы… С интернетом надо работать и будет вам счастье! Тем более, что все это на русском языке. Могу согласиться, что работать с иноязычными сайтами музеев, библиотек и университетов значительно сложнее.
«Меч викинга». Датировка Британского Королевского Арсенала 875–1030 гг. Причем меч детский, а уцелевшие средневековые европейские детские мечи большая редкость. Этот артефакт, возможно, самый ранний из известных, был найден в реке Сене недалеко от Руана. Возможно, он принадлежал кому-то из потомков викингов, возможно, одному из норманнов, которые контролировали город в 911 году. В то время мальчиков благородного происхождения поощряли играть с мечами. Девятилетний Генрих VI получил в 1430 году сразу восемь мечей, «некоторые больше и меньше, чтобы научить короля играть в его нежном возрасте». Но дело было не только в игре. Эдуарду III было 14 лет, когда он сражался с шотландцами в 1327 году, в то время как Эдуард, «Черный принц», «выиграл свои шпоры» в битве при Креси в 1346 году в возрасте 16 лет. И это были не только мальчики: Жанна д'Арк сражалась и была ранена в Орлеане в 1429 году в возрасте около 17 лет. Детское оружие трудно идентифицировать с уверенностью, но короткий клинок и, что особенно важно, рукоять делают этот меч именно таким предметом.
Мечи в курганах XI–XII вв. находили редко. Кирпичников объясняет это тем, что не меч, а копье и топор являлись главным оружием боя. При этом он ссылается на такие источники, как миниатюры и летописи. И к этому невозможно что-нибудь новое добавить. Всего в погребениях нашли семь мечей, некоторые нашли случайно, а основная их часть найдена при раскопках южнорусских городов, погибших при монгольском нашествии (например, только в Киеве найдено 8–9 мечей). А значит, что это оружие относится к XIII в.
Кроме того, находки показывают, что на Руси были известны мечи всех типов, использовавшиеся на то время в Западной Европе, причем преобладали мечи с дисковидным навершием. Редкостью меч в погребении является еще и из-за христианского обряда погребения. Только язычники одаряют предметами быта умерших. Что же касается фотографий всех этих, то… на них мы в основном можем увидеть ржавый металлолом, неспециалисту совсем не интересный.
Такое вот «фундаментальное» получилось вступление.
А теперь есть смысл поговорить о типологии Эварта Оукшотта и ее отражении в средневековых миниатюрах. Самое интересное, что по профессии он был не историк, а любитель и дилетант. Но начал коллекционировать и изучать средневековые мечи и преуспел в этом деле. Стал специалистом! Опубликовал множество статей и три монографии, ставшие фундаментом для всех последующих работ в этой области. Но самое главное – он создал типологию мечей, которая основана на особенностях формы клинка и его пропорциях, то есть на отношении размеров клинка и рукоятки. Понятно, что в научном плане она достаточно сложная. В ней есть свое «формула», типы, подтипы и семейства. Но в целом, она довольно проста: мечи от 1050 и до 1350 года – для рубки, мечи с 1350 и по 1550 года – для укола. Первые – против кольчуги. Вторые – против лат. В разное время клинки различались своим сечением, а рукояти – длиной и формой навершия. И… все!
Меч 1000–1200 гг. Королевский арсенал. Клинок прямой, обоюдоострый, с широким долом на каждой грани, идущим от рукояти почти до острия. Перекрестие из прутков квадратного сечения; хвостовик сужается к тяжелому навершию в форме улья. Меч сильно корродирован и, очевидно, является выкопанным предметом. Размеры: длина: 965 мм, длина клинка: 805 мм. Вес: 1275 г. Подробнее см.: E. Oakeshott, Archeology of Weapons, reprint 1st ed. 1960 [with additions, including tables], Boydell Press, Woodbridge, 1994, Pр. 34.
А теперь давайте обратимся к миниатюрам из средневековых манускриптов. И посмотрим, а что они могут нам рассказать?
Вот миниатюра из знаменитой Штутгардской псалтири. На ней воины с мечами очень похожими на… мечи викингов, хотя перед нами типичные воины-франки. А все дело в том, что, хотя такие мечи и называют «в народе» «мечами викингов», они появились в империи франков в эпоху Каролингов. Просто эти мечи в христианской Франции VIII века из погребального инвентаря исчезли, зато основная масса клинков франкского производства этого времени нашлась в языческих захоронениях эпохи викингов в Скандинавии. А вот в континентальной Европе это случайные находки в основном в руслах рек. Э. Оукшотт относит их к «типу X», хотя навершия у них, безусловно, могли быть разными.
Миниатюра из Штутгардской Псалтири, датируется 801–850 гг. Париж, Франция. Земельная библиотека Вюртемберга
При Карле Великом цена такого меча (называвшегося по традиции «спата» или «длинный меч») вместе с ножнами стоила семь солидов (сегодня около 1300 долларов США). То есть это было сравнительно дорогое оружие, хотя уже и не такое эксклюзивное, как во времена Меровингов. Карл Великий указывал в своих капитуляриях, что как только человек мог содержать боевого коня, то он должен был иметь также броню и меч. То есть к концу IX века меч стал оружием всадника наравне с копьем.
«Давид убивает Голиафа». Здесь и меч хорошо виден, и то, как были устроены и как носили ножны. Миниатюра из Штутгардской Псалтири, датируется 801–850 гг. Париж, Франция. Земельная библиотека Вюртемберга
Многие мечи X века, относящиеся к «типу X», выпускались с надписью на клинке «Ульфберт». Обычно такие мечи имеют длину 90 см. Длину клинка около 77 см и вес около 1,3 кг.
На этом рисунке из манускрипта «Оплакивание Иеремии» 1150–1200 гг. Австрия, тоже представлен меч «тип Х». Но он уже явно переходной формы к более поздним мечам. А главное, обратите внимание, что автор миниатюры нарисовал на клинках надписи. Они были в то время очень популярны. Музей искусств Уолтерса, Балтимор, штаб Мериленд, США
Знаковая миниатюра «Убиение младенцев» из «Псалтири Ингеборга», 1195 г. Север Франции. Здесь представлен меч «тип Ха». Музей Конде, расположен в замке Шантийи в коммуне Шантийи (департамент Уаза), в 40 километрах на север от Парижа
Мечи «Ха» стали длиннее, долы уже, а изготавливались они с XI и по XIII век. Некоторые мечи очень длинные (да это и на миниатюре видно!) и достигают длины 112 см. Вес около 1,4 кг. По Оукшотту – это меч переходного периода от эпохи викингов к «рыцарскому мечу».
Обращаемся теперь к классике изображений средневековой войны XIII века – «Библии крестоносца», она же «Библия Людовика Святого» (или как раньше говорили: «Святага») или «Библия Мациевского». Видимо, автор миниатюр сам был воином, знал военное дело в мелочах и уж постарался на славу. Даже ранки на боках у коней, нанесенные шпорами и то нарисовал, а уж всякого оружия и доспехов у него в миниатюрах и не сосчитать. Причем есть очень оригинальные экземпляры. Впрочем, у нас главное сегодня – мечи. И вот они перед нами на иллюстрациях из этого манускрипта…
На этой миниатюре меч «тип XI». Эффективность меча, конечно, поражает. Кольчуги рубятся ими только так… «Библия Мациевского», 1224–1254 гг. Париж, Франция. Библиотека Пирпонта Моргана
Клинок «XI» по Оукшотту имеет длину 85–95 см и четкое острие. Относится главным образом к XII веку. Но… «главным». То есть, если не «главным», то они могли применяться и позднее.
На этой миниатюре (крайняя фигура слева) – «тип XIа». Как видите, он несколько легче и короче. Имеет более узкие долы. Сами клинки короче, но шире. «Библия Мациевского», 1224–1254 гг. Париж, Франция. Библиотека Пирпонта Моргана
Меч 1250–1300 гг. «тип XII», середина XIII в. Рукоять этого меча имеет небольшое навершие из медного сплава в форме диска. Перекрестие, также из медного сплава, имеет треснувшие концы раструба. Как внутренняя, так и внешняя грани концов креста украшены завитками и рельефными изображениями. Короткое обоюдоострое лезвие оканчивается острием. Длина меча: 806 мм, длина клинка 658 мм. Вес 730 г. Королевский арсенал. Лидс
Подчеркнем, что все эти мечи рубящие. Отклонение от этого предназначения начнется с типа XII.
Но о них и обо всех, что были после, расскажем в следующий раз.
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский