«Орёл» из Людинова
Наталья Константинова о командире юных людиновских подпольщиков.
Два месяца назад лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев представил калужскому губернатору Владиславу Шапше проект памятника людиновским подпольщикам, который он предлагает установить в Калужской области. С участием артиста свет увидели две ленты – художественная «72 часа» и документальная «Людиновские орлята». Почему именно они так заинтересовали певца-патриота?
Сейчас о юных подпольщиках, которые начали свою работу едва ли не за год до знаменитой «Молодой гвардии», известно каждому, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Комсомольцы, командиру которых, Алексею Шумавцову, в 1941 году исполнилось лишь 16 лет, стали не меньшим символом Победы и неукротимости духа советского человека, чем знаменитые герои Краснодона.
Однако мало кто знает, что о подвиге «орлят» страна узнала лишь в 1957 году. Что касается дела их командира – «Орла» Шумавцова, то архив Калужского ФСБ рассекретил документы только сейчас. Изучив эти страницы, мы и расскажем его историю.
Алексей появился на свет в деревеньке Ольшаницы Брянской губернии в марте 1925 года.
О том, каким в детстве был и что любил неугомонный шутник Алеша Шумавцов, рассказал следователям его отец Семен. Многодетный рабочий согласился отдать младшего из сыновей на воспитание дяде, чтобы мальчишка не знал нужды.
А тот с детства был вожаком. Брал он сверстников личным примером и отличными организаторскими способностями, справляясь с любыми задачами легко. Музыка, танцы, литература, охота и небо – вот чем жил Леша до 1941 года. Ему неплохо давались все науки, но самым главным интересом были люди.
Его знали все. А лучшему другу, Шуре Лясоцкому, он говорил о своей главной цели – поступить в военное и стать летчиком. Когда Людиново обступили немцы, Алексей был с отцом. Парня, который был замом школьного комсорга, вызвали в райком. Как вспоминал сержант госбезопасности, командир партизанского отряда Василий Иванович Золотухин, он хорошо знал парнишку до войны и доверял ему. До этой встречи 16-летний Алексей, рвавшийся на фронт, уже получил отказ в призыве, поэтому на предложение Золотухина откликнулся сразу.
А оно заключалось в том, чтобы создать на оккупированной территории подпольную комсомольскую организацию, которая будет помогать партизанам. Сразу решили, как ребята будут связываться с отрядом. Два месяца Алексей проходил обучение азам разведки, конспирации и диверсионной работы. Ему предстояло остаться в городе.
Поэтому в день первой оккупации Людинова, 4 октября 1941 года, Алексей ничего не сказал отцу, а отпросился сбегать за бабушкой, которая была в соседней деревне. И не вернулся. Больше Семен Шумавцов своего сына не видел, а о его судьбе узнал со слов той самой бабушки, с которой Леша прожил весь отпущенный ему год жизни.
Семь — восемь человек взял «Орел» под свое крыло. То были ребята, которых он ценил за отвагу, смекалку и мужество. Центральное ядро «орлят» и сейчас рядом с ним, на стендах Аллеи Славы в Людинове: сестры Хотеевы, Толя Апатьев, Шура Лясоцкий. Первой задачей группы была разведка. Десять месяцев во время двух оккупаций города они передавали отрядам Золотухина и Суровцева схемы расположения противника северо-западнее Людинова, которые нужны были войскам Центрального направления для атак на противника.
Применив всю смекалку, ребята сумели раздобыть схему противовоздушной обороны города, дав возможность советским летчикам бомбить с воздуха вражеские объекты. В октябре – августе 1942 года, когда немцы наступали на Сталинград, советскому командованию требовались данные о переброске войсковых соединений противника. Ребята раздобыли и их.
Они разбрасывали листовки Совинформбюро, поздравляли ими жителей с 7 ноября, устраивали диверсии на локомобильном заводе, где работал Алексей, подкладывали на дороги и в транспорт «английские» мины, которые взрывались лишь через некоторое время и оттого были особенно эффективны.
Они взорвали Сукремльскую плотину и электростанцию, подожгли бензостанцию, баню и вещевой склад, раздобыли полицейские печати с пропусками, повреждали линии связи немецкой комендатуры с фронтом. И это еще не все: они собирали и передавали в лес продукты, обмундирование, обувь и табак для партизан.
Бабушка Алексея вспоминала, что в их с внуком доме разместилась немецкая сапожная мастерская, отчего Шумавцовы поселились в кухне. Как только появлялся в небе самолет, Алеша бежал к немцам, крича: «Ганс, самолет!», а когда те разбегались, бросался к их посылкам с родины, набирая сахар, табак, соль. С немецкого склада, который был напротив дома, выносил обувь и продукты, которые передавал связным. Бабушку ставил «на ворота»: она должна была в этот момент мыть полы на проходе и греметь тазом, если часовой пойдет обратно на пост.
Одна из трех сестер Хотеевых, Зинаида, которая пережила войну, была связной с отрядом Золотухина. По ее словам, о своих подвигах застрельщик диверсий подпольщиков рассказывал с юмором, как о чем-то самом обыкновенном. О поджоге в вещевом складе говорил: «Вот, контактики замкнули, и пошло гореть. Сначала потихоньку, а потом посильнее!»
Зинаида вспоминала, что за неуемные энергию и выдумки его журили партизаны. Один раз связные стояли на месте, ждали Шумавцова «на свидание». Он появился вместе с белой лошадью. Оказалось, захотел сделать подарок командиру отряда и среди бела дня увел со двора немецкого офицера коня. К огорчению Леши, подарок не приняли.
Донесения, которые передавали в отряд связные, были написаны полудетским почерком, под каждым – подпись: «К сему Орел».
Вторая оккупация Людинова после десятидневного отдыха оказалась для местных страшнее первой. Немецкая комендатура лютовала, но «орлята» продолжали работать, как и прежде. Руководство захватчиков требовало от главы русской тайной полиции Дмитрия Иванова найти и уничтожить подпольщиков. С января по начало ноября 1942 года сделать это, несмотря на все зверства новой власти, не удавалось.
Пока к Иванову с доносом не пришел «засланный казачок», которому проговорился о деятельности Шумавцова рабочий, трудившийся с ним на том же заводе. В ходе карательной операции были задержаны все лидеры «орлят», а вместе с ними – их семьи, включая малолетних детей.
Пытки, выбитые зубы, запугивание. Иванов использовал шомпола, резиновые шланги, чтобы заставить молодых людей выдать своих. Никто не сказал ему ни слова. Лишь Шумавцов, с наполненным кровью ртом пообещал, что, когда вернутся свои, Иванова повесят как собаку.
Чтобы использовать «Орла» и его друга Лясоцкого по полной, Иванов придумал вывести их в лес и так заставить партизан обнаружить себя на месте встречи. Первая попытка, когда едва передвигавших ноги ребят потащили по снегу к лесу, ни к чему не привела. Во время второй, в ночь на 7 ноября 1942 года около деревни Войлово, они наткнулись на партизан.
Тогда «Орел» расправил крылья в последний раз. Шумавцов закричал, предупреждая партизан об опасности, и полицаев увидели. В перестрелке погиб один из охранников, а подпольщиков повел в лес Иванов с приятелем из комендатуры. И Алексей, и Александр Лясоцкий были расстреляны на месте. Их не хоронили – осенью 1943 года героев нашли части советских войск, когда вошли в город. Тела их соратников – двух сестер Хотеевых и Толи Апатьева, не обнаружили. Уже после гибели Шумавцова были расстреляны 11 человек, в том числе вся семья Лясоцкого.
После ареста Иванова в 1956 году тайна молодежного Людиновского подполья стала известна на весь Советский Союз. А в самом городе о них знает каждый. Впрочем, тут их и не забывали. Дело Шумавцова наполнено показаниями тех, кто знал о командире молодежного подполья и вспоминал о нем на следствии. Звания Героя Советского Союза погибший «Орел» удостоился 12 октября 1957 года. Его погибшие соратники получили ордена Ленина.
…Побывать в современном Людиновском районе и не узнать об «орлятах» невозможно. Сейчас на месте гибели Шумавцова и Лясоцкого установлена стела. В самом Людинове об их подвиге напоминают несколько улиц, Аллея Героев, памятники на станции и в райцентре. Но не это главное наследие семнадцатилетнего героя. Его Победа – зеленый город, где говорят на русском языке, где в парке играют дети, где появляются новые предприятия и дома. Его заслуга – это наша жизнь.
Наталья КОНСТАНТИНОВА.
Фото fsd.multiurok.ru, pbs.twimg.com, rdk-lyd.kaluga.muzkult.ru, www.polkmoskva.ru, www.xn--100-hddjytschbbn5r.xn--p1ai.