Психолог погранслужбы Литвы подозревается в сексуальном использовании мигранток
Возможные жертвы утверждали, что они подвергались сексуальному насилию как в их комнатах, так и в кабинете подозреваемого.
Вильнюсские полиция и прокуроры приступили к расследованию преступления о сексуальном использовании соискательницы убежища, которое, возможно, произошло в центре регистрации иностранцев в Медининкай, неподалеку от границы Литвы с Белоруссией. Психолог, работавший на момент событий Государственной пограничной службе, а ранее также в Красном кресте, подозревается в нескольких эпизодах, связанных с возможными изнасилованиями мигранток.
Как указала руководитель Центра по борьбе с торговлей людьми (KOPŽI) Кристина Мишиниене, возможные жертвы утверждали, что они подвергались сексуальному насилию как в их комнатах, так и в кабинете подозреваемого.
«Он сказал, что может заставить миграционные органы отправить меня обратно домой, но он также может помочь мне остаться, поэтому я должна его слушаться», — указала одна из жертв насилия в своих показаниях KOPŽI, которые затем попали в распоряжение литовских СМИ.
«Я БЫЛА УВЕРЕНА, ЧТО ОН ОЧЕНЬ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ЧИНОВНИК. ТАК ОН БЫЛ ОДЕТ. Я НЕ УМЕЮ ГОВОРИТЬ ПО-АНГЛИЙСКИ, Я НЕ МОГЛА ПОНЯТЬ ЕГО ДОЛЖНОСТЬ И БОЯЛАСЬ ЕМУ СОПРОТИВЛЯТЬСЯ. ОН ОБЕЩАЛ, ЧТО РАЗБЕРЕТСЯ С МОИМИ ДОКУМЕНТАМИ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ».
Комментируя выявленную информацию, пресс-секретарь Пограничной службы Литвы Гедриюс Мишутис в беседе с новостным порталом BNN: «Это действительно деликатное дело. Полицейское управление Вильнюсского округа и Прокуратура ведут расследование. Данное лицо работало в нашей службе две недели. Были сообщения, что лицо занимало руководящий пост или являлось штатным сотрудником, но это не так — он был нанят в качестве заменяющего на договорной основе».
По его словам, следователи ответят на все вопросы, задаваемые во время досудебного расследования, однако следствие будет сложным ввиду его характера. «И возможные жертвы, и возможный виновник, и следователи осознают сложность этого дела», — сказало должностное лицо.
Мишутис также пояснил, что в контролируемых пограничниками центрах содержания мигрантов в Пабраде, Медининкай и Кибартай пограничники тщательно следят за находящимися в центрах лицами, среди которых есть также представители Красного креста и других негосударственных организаций.
Пресс-секретарь Красного креста Лука Лесаускайте сообщила, что во время совершения возможных преступлений указанное лицо уже не работало в организации.
«Это бывший сотрудник Красного креста. Насколько нам известно, в погранохране сейчас он тоже не работает. Он работал в погранохране, когда мы получили жалобу», — рассказала Лесаускайте в интервью литовскому общественному медиа LRT.lt. По ее словам, подозреваемый работал в Красном кресте психологом в выездных группах около полугода.
Практика размещения мигрантов вызывает беспокойство
Мишиниене из центра по борьбе с торговлей людьми отметила, что ситуация вызывает беспокойство в связи с общей политикой предоставления убежища и ее реализацией в Литве.
«Происходящее в закрытом учреждении, где люди не могут получить доступ к помощи извне, попросить поддержки или выбраться из ситуации, которая создает угрозу для них, создает обстоятельства, при которых они могут стать жертвами лиц, обладающих властью и имеющих плохие намерения. Сексуальное насилие в отношении людей, находящихся в заключении, которые не могут себя защитить и которые не понимают наш язык, наши законы, и это самый противный вид так называемого «контролируемого кризиса», — сказала борец с торговлей людьми.
Мишиниене отметила, что ответственность за это ложится и на руководство Службы погранохраны, поскольку она не смогла должным образом проконтролировать действия своего работника.
Представитель пограничной службы возразил, указав, что психолог, как и все сотрудники службы, прошел оценку кандидатов перед приемом на работу и сомнительных событий в его биографии не было.
«Его квалификация соответствовала служебным требованиям и стандартам. Не было повода не принимать его на работу, особенно когда пограничной службе так не хватает психологов», — пояснил пресс-секретарь.
На вопрос о том, предпринимала ли погранохрана меры по предотвращению подобных случаев, Мишутис сообщил, что этот случай — исключение.
«Каждый случай тщательно расследуется. Я не помню подобных. Но если случаются нарушения, мы проводим брифинги, обучение, различные мероприятия, интервью. Это исключительный случай, но мы воспринимаем его серьезно», — указал Мишутис, добавив, что возможные пострадавшие перемещены по разным помещениям на территории центра приема мигрантов.
В литовских центрах размещены более 2 000 мигрантов
В 2021 году из Беларуси в Литву нелегально проникли почти 4 200 мигрантов, в основном из стран Ближнего Востока и Африки. Литва и другие страны Запада винят режим Минска в организации ранее небывалого потока миграции, назвав его актом гибридной агрессии.
По прибытии в Литву мигрантов сначала размещали в разных местах по всей стране, а затем они были распределены по пяти регистрационным центрам, в которых сейчас проживают 2 797 человек.
Нечеловеческие условия
В октябре прошлого года в сообщении Бюро омбудсмена Парламента Литвы об условиях жизни нарушителей пересечения границ литовские власти подверглись критике за «нечеловеческие и унизительные» условия, в которых содержатся мигранты в Литве.
В сообщении говорится, что мигранты вынуждены жить в сырых, холодных и переполненных помещениях, что у них нет должного питания, горячей воды и медикаментов. Особые нужды игнорируются, а некоторые обитатель таких мест не знают, как просить убежища. Следует отметить, что некоторые мигранты относились к сексуальным меньшинствам и их селили к мигрантам, которые по религиозным причинам или личным усмотрениям придерживались гомофобных взглядов.
Соответственно, согласно оценке бюро омбудсмена, такие условия повышают риски их сексуального использования. В сообщении также отмечается, что предварительное анкетирование не предусматривает выяснение сексуальной ориентации и половой принадлежности мигрантов, поэтому их особые потребности не идентифицируются. Также не выясняется, является ли конкретное лицо жертвой торговли людьми, насилия, пыток или психологического насилия, говорилось в сообщении.
Власти Литвы указали, что после публикации сообщения Бюро омбудсмена условия приема и жизни мигрантов в Литве были улучшены.