Третьяк будет править российским хоккеем 20 лет. Только после провала в Сочи против него пошел Фетисов
«Владислав Третьяк переизбран президентом ФХР», — эту новость можно было написать задолго до того, как 19 мая все произошло официально. Лучший вратарь XX века, а по совместительству нынешний глава федерации был не только главным, но и единственным кандидатом. Заступив на должность в 2006 году, Владислав Александрович пойдет уже на свой пятый срок. Когда он истечет, правление Третьяка достигнет символической отметки в 20 лет. Именно под № 20 он трижды выигрывал Олимпийские игры и 10 раз становился чемпионом мира.
Настолько формальные выборы, как на этот раз, Третьяку выигрывать не впервой. По его собственному признанию стать президентом ФХР его попросил сам Владимир Путин. Уже тогда великий в прошлом вратарь был депутатом Госдумы, и этой деятельности ему в целом было достаточно. Тригером его назначения стало безмедальное выступление сборной России на Олимпиаде в Турине и отставка Александра Стеблина, который под конец своего правления запомнился чередой скандалов.
Не только в 2006-м, но и в 2010-м Третьяк избирался на безальтернативной основе и пользовался безграничной поддержкой первых лиц государства. Отчасти Владиславу Александровичу повезло, что отчетно-выборная конференция 2010 года проходила за четыре дня до Олимпиады. То есть при выборе президента не учитывались результаты Ванкувера. Могли ли 3:7 от канадцев в четвертьфинале пошатнуть позиции Третьяка? Нам остается только догадываться. Но через четыре года ему «ночной кошмар» Ванкувера все-таки припомнили.
Выборы 2014 года были и остаются единственными, когда у Третьяка был реальный конкурент. Вячеслав Фетисов — не меньшая глыба, чем легендарный вратарь. Помимо богатого хоккейного прошлого у него за спиной немало управленческого опыта. Фетисов успел попробовать себя и Министром спорта, и президентом ЦСКА, он стоял у истоков создания КХЛ, а будучи сенатором от Приморья, приложил руку к созданию клуба из Владивостока.
Впрочем, несмотря на богатый опыт, чем-то конкретным Фетисов похвастаться не мог. Мы знаем Вячеслава Александровича как активного критика всех и вся. Вот и восемь лет назад он в своей предвыборной борьбе опирался на недостатки оппонента, нежели на собственные конструктивные предложения, как нашему хоккею жить дальше.
Третьяк раскритиковал его программу, заявив, что в ней нет ничего нового, а в СМИ и вовсе намекали на то, что Фетисов во многом скопировал предложения оппонента. Журналисты сходились во мнении, что программа оппозиционного кандидата была написана буквально на коленке. Дело в том, что заявку на участие в выборах он подал уже после того, как дедлайн перенесли на неделю.
«Я на днях встретил Билялетдинова. И он мне сказал: «Знаешь, Слава, с момента последней игры на Олимпиаде из Федерации хоккея мне никто ни разу даже не позвонил». Представьте состояние человека, который принял на себя ответственность, который понимал всю тяжесть ситуации и которого «слили». И он теперь должен с этим жить. Я с ним играл, он мой товарищ. И я бы на месте Третьяка своего друга не подставил. Я бы ушел с ним, по-мужски, потому что так не делается. Мы человека растоптали», — говорил Фетисов незадолго до выборов.
Собственно, именно на критике результатов сборной России и основывалась кампания Фетисова. Помимо свежей раны в виде провала домашних Игр он нередко упоминал вылет в четвертьфинале предыдущей Олимпиады. Выборы президента ФХР на этот раз проходили летом, но обстоятельства снова сыграли за Третьяка. Спустя три месяца после Сочи-2014 сборная России под руководством уже нового главного тренера вернула себе титул чемпионов мира. Победа в Минске стала уже третьей в эпоху правления Третьяка. К тому же выборы Олега Знарка формально — его решение.
Фетисов, которого на выборы выдвигали федерации Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проиграл выборы разгромно — 125:11. Подавляющее число голосующих представляют региональные федерации, с которыми у Третьяка был налажен многолетний тесный контакт. Шансов на то, что они вдруг «предадут» своего руководителя, стремились к нулю. Но даже с этими оговорками итоговый счет выглядел слишком унизительно.
Фетисова и его программу жестко критиковали ветераны: Борис Майоров, Владимир Петров, Виктор Тихонов. Сам Вячеслав Александрович потом рассказывал, что «его обвинили в том, что он выигрывал Кубок Стэнли». Был и небольшой скандал. В последний момент от выдвижения Фетисова отказалась федерация Московской области. Якобы на Валерия Каменского, который возглавлял эту организацию, оказывалось давление.
«Я вообще считаю, что ФХР нужно делить на две федерации. Первая будет отвечать за сборные команды, вторая будет работать на развитие, там люди будут понимать, что такое системный продукт, что такое подготовка кадров, что такое взаимодействие со всеми структурами, что такое бороться за интересы России на международной арене», — говорил Фетисов после своего поражения.
Что было потом, вы и так знаете. Третьяк пообещал выиграть Олимпиаду в Пхенчхане и сдержал обещание. Знал ли президент ФХР за четыре года до Игр в Корее, что НХЛ не отпустит своих звезд? Очевидно, что нет, и шел ва-банк. Золото, добытое в минимальной конкуренции, гарантировало Третьяку новый срок. Однако к тому моменту пост президента федерации уже не имел такого веса, как прежде. В 2015 году в структуре ФХР появилось правление, которое возглавил Аркадий Ротенберг, а его племянник Роман на должности вице-президента взял на себя большую часть оперативных задач.
Несмотря на то, что должность президента ФХР во многом девальвировалась, нынешние выборы могли обрести некую интригу. В качестве потенциальных конкурентов назывались Илья Ковальчук и Павел Буре. Один попробовал себя в роли генерального менеджера сборной России, а другой заменил Третьяка в совете ИИХФ. Вот только дальше разговоров об их выдвижении дело не дошло. Владислав Александрович, в очередной раз повторяющий мантру про необходимость строительства все большего количества катков, вынужден был проводить дебаты с самим собой. Проиграть их было невозможно.