РЕВОЛЮЦИЯ В ГОСДУМЕ: НОВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР МАНТУРОВ ПРОТИВ СТАРОГО МИНИСТРА МАНТУРОВА
Денис Мантуров в Госдуме сделал несколько важных заявлений. В частности, о том, как должно работать производство для перевооружения армии. Но не только.
А кто это сделал?
Мантуров всё сказал совершенно правильно, вот только вчуже очень трудно не задаться вопросом: гражданин большой начальник, а где же вы были раньше? Про то, что БПЛА – это новые короли поля боя, занявшие то место, которое в середине XX века занимала фронтовая авиация, бомбардировщики и разведывательные самолёты, было известно далеко не со вчерашнего дня. И не только военным, но и штатским. Про то, что России нужно собственное производство всех видов вооружений, тоже известно далеко не со вчершанего дня. Хотя бы потому нужно, что в случае конфликта (как мы и видим в реальности) первым делом "наши западные партнёры" стремятся все возможные поставки всего необходимого в Россию – перерезать. И отчасти успешно.
Предложений по созданию, унификации, производству БПЛА не хватало в России? Я не знаю, министру видней. Но, если не хватало, необходимо было этот процесс интенсифицировать. А вы, Денис Валентинович, не производством ли занимались, не промышленностью ли?
Новые полномочия
Рыночная промышленная политика – вопрос, конечно же, куда более сложный. Рынок внедряли, в том числе и в ВПК, тщательно, долго, и это в самом деле была государственная политика. Многие с самого начала понимали, что, мягко говоря, ошибочная, а прямо говоря, преступная – но не у многих была возможность на то повлиять. Была ли возможность у министра что-то менять раньше – вопрос, возможно, ещё более сложный. Но теперь мы в ситуации, когда государственная мобилизация промышленности по принципу "всё для фронта, всё для победы" – острейшая необходимость.
И чтобы эту необходимость превратить в государственную политику, сообщения типа
Нужно осуществить поворот от рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета
– недостаточно. Нужно в самом деле превратить Минпромторг в систему управления промышленным производством (и разработкой) именно того, чего нам не хватает.
Нужно понимать: по официальным данным, импортозамещение состоялось на 80%. То есть всё вроде бы более чем прилично. Но по тем же официальным данным, в промпроизводстве из-за рубежа поступает 36% необходимых компонентов. Означает ли это суверенитет производства? Есть очень ощутимые сомнения.
И вот Мантуров говорит, например:
Необходимо полностью возродить в РФ отрасль электронного машиностроения.
Не согласиться с ним – невозможно. Нужно возродить! Но "из зала мне кричат: давай подробности!" Что именно возродить? В каких городах? В какие сроки? Где заводы, на которых эти станки с ЧПУ будут делаться? Когда они дадут продукцию? Когда полностью избавятся от импортной зависимости?
Мантуров говорит:
Импортные технологии нужно постепенно вытеснять.
Ни у какого разумного человека нет возражений. Но есть вопрос: какие именно технологии и в какое сроки и на каких именно производствах. И, если можно, какие приоритеты? Есть ли среди этих производств – оборонные? К примеру, из первого пункта нашего нынешнего обсуждения, ну, того, что про БПЛА?
Что с того?
Правильные слова и намерения не должны оставаться только словами, а намерениями и так известно, что вымощено. Царьград выражает надежду, что заданный вектор развития производства после ярких заявлений примет форму конкретной работы, а не разработку, например, очередной "Стратегии–2080". Так и хочется сказать: "Работайте, братья", но что-то останавливает. Посмотрим, брат ли нам новый вице-премьер, сказавший такие правильные слова в Госдуме.