Эдвард I Плантагенет. Английский принц-крестоносец
Памятник Эдварду I в Браф-бай-Сэнд
Эдвард (Edward, в русскоязычных источниках часто пишут Эдуард) I Плантагенет стал одним из последних высокопоставленных крестоносцев Европы. Однако его поход в Святую землю традиционно остаётся в тени его дальнейшей деятельности. Гораздо более известен он как король, впервые объединивший в одном государстве Англию, Уэльс и Шотландию (другое его прозвище, правда, данное ему уже после смерти – Malleus Scotorum, «Молот шотландцев»).
А так выглядит этот король на портрете в Вестминстерском аббатстве
Шотландия была завоёвана ещё прадедом Эдварда – Генрихом II, который в 1174 г. разбил армию этого королевства в битве у Алника. Но уже в 1189 г. его сын Ричард Львиное Сердце продал её шотландскому претенденту Вильгельму за 10 000 серебряных марок – королю-рыцарю нужны были деньги для участия в Третьем крестовом походе. Но 27 апреля 1296 года Эдвард I Плантагенет разгромил шотландскую армию в битве при Данбаре и захватил в плен короля этой страны – Джона Баллиоля, который вошёл в историю как первый узник Тауэра такого ранга. Позже он был выслан во Францию, где и умер.
Пленённый Джон Баллиоль перед Эдвардом I
Другим ценным трофеем Эдварда стал Коронационный камень Шотландии (Шотландский Камень Судьбы, Сконский камень), который с 847 года находился в Сконском (Скунском) аббатстве и якобы криком извещал всех, когда на него садился истинный претендент на престол. Он навеки замолчал после того, как был положен под основание английского трона в Вестминстерском аббатстве:
Сконский камень. Шотландцы верили, что он являлся основанием знаменитой «лестницы Иакова». По другому преданию, камень был привезён из Ирландии первым королём скоттов Фергюсом, по третьему – святым Коломбо (креститель Шотландии)
Сейчас этот камень находится в кафедральном соборе Эдинбурга. О его происхождении, истории и невероятном похищении в 1950 году было рассказано в статье «Камни судьбы».
Однако до умиротворения Шотландии было ещё далеко, и Эдвард I умер во время очередного похода против мятежных северян – 7 июля 1307 года.
Памятный знак на месте смерти Эдварда I, Burgh by sands, Cumbria
С валлийцами у Эдварда I получилось лучше: это благодаря ему все наследники престола Великобритании носят титул принца Уэльского. Утверждают, что вожди завоёванного Эдвардом Уэльса долго не желали приносить английскому королю вассальную присягу – до тех пор, пока он не пообещал им, что принцем Уэльса будет «здешний уроженец, не знающий ни слова ни по-английски, ни по-французски». Таковым оказался его сын, родившийся накануне в валлийском замке Карнарвон: он, естественно, говорить ещё не умел.
«Первый принц Уэльский». Иллюстрация книги Royal Children of English History
Помимо прочего, Эдвард I прославился изданием Великих статутов, лёгших в основу английского законодательства.
Эдвард I в парламенте
А также изгнанием из Англии евреев в 1290 году (а перед этим он приказал им нашивать на одежду жёлтую звезду).
Кроме того, Эдварда I порой называют «первым английским королем Англии» – до него, со времён Вильгельма Завоевателя, Англия для монархов этой страны была второстепенной окраинной территорией. Гораздо более ценились принадлежавшие английским королям земли на территории нынешней Франции.
Дед Эдварда – Джон, брат и соперник Ричарда Львиное Сердце, был назван своим отцом Безземельным потому, что ему не досталось материковых владений, уже распределённых между старшими сыновьями. При этом Джон получил большое количество земель в Англии, а в 1177 году ещё и всю Ирландию, но звание английского землевладельца и лорда для уважающего себя нормандца стоило тогда недорого. И вот именно Эдвард I стал уделять наибольшее внимание своим английским владениям. Поэтому в народной памяти этот король остался мудрым и справедливым правителем.
Эдвард I
Но сегодня мы поговорим об Эдварда I именно как о крестоносце.
Первые годы жизни Эдварда I
Эдвард I Плантагенет родился 17 июня 1239 года в семье короля Англии Генриха III (сын Джона Безземельного) и Алиеноры Прованской. На момент замужества жене Генриха было 12 лет, первого ребёнка – Эдварда, героя нашей статьи, она родила через 5 лет, когда ей исполнилось 17. Своё имя он получил в честь англосаксонского короля уэссекской династии – Эдварда Исповедника, которого почитал Генрих III.
Сёстрами матери Эдварда были Маргарита, жена французского короля-крестоносца Людовика IX (Святого), Санча, супруга Ричарда Корнуэльского, который стал королем Германии, и Беатрис, жена Карла I Анжуйского, будущего короля Сицилии.
Жену Эдварда тоже звали Алиенорой, она была дочерью короля Кастилии Фердинанда III.
Эдвард I и Алиенора Кастильская. Миниатюра из манускрипта начала XIV века. Обратите внимание на правое веко Эдварда: это врождённый блефароптоз, который он унаследовал от своего отца
Эдвард и Алиенора, похоже, любили друг друга, что в королевских семьях встречается нечасто. После смерти супруги в 1290 г., Эдвард женился лишь через 9 лет – на принцессе Маргарет Французской, младшей дочери Филиппа III, сына Людовика Святого, умершего во время Восьмого крестового похода – в Тунисе.
Эдварда описывают как физически сильного и по тем временам очень высокого (рост 188 см) мужчину, о чём говорит и его прозвище – «Longshanks» («Длинноногий»). Правый глаз, как вы помните, был полуприкрыт из-за врождённого птоза верхнего века. Характер Эдварда был вспыльчивым, в «Песни Льюиса» (1264 год) король сравнивается с леопардом, который в те времена считался примером абсолютно непредсказуемого хищника. Рассказывали, что однажды он в порыве гнева вырвал клок волос с головы своего сына и наследника – будущего короля Эдварда II. А декан капитула Собора Святого Павла в 1295 году умер во время разговора с этим королём.
Пресловутое проклятие Мерлина, согласно которому в роду Плантагенетов сын должен был восставать на отца, а брат на брата, ещё действовало, но уже слабо. В 1259 году Эдвард участвовал в восстании английских баронов, но в дальнейшем примирился с отцом и участвовал в боевых действиях на его стороне.
Ситуация в Святой земле: натиск мамлюков
Дела в христианских государствах Палестины обстояли неважно. Иерусалим был потерян ещё в 1244 году. Седьмой крестовый поход, который возглавил французский король Людовик IX, закончился полным провалом. Главная угроза христианским землям Палестины теперь исходила из Египта, где в 1250 году к власти пришли мамлюки – бывшие кипчакские рабы, из которых формировалась гвардия султана. В 1260 году в битве при Айн-Джалуте мамлюки разбили даже монголов. Вскоре после этого правящий султан Кутуз был убит своим лучшим полководцем – Бейбарсом, который прославился ещё во время сражений с крестоносцами Седьмого похода, когда у Эль-Мансура попали в плен Людовик Святой и его брат Альфонс, погиб другой брат короля – Робер д'Артуа.
Христиане ещё удерживали Арсуф, Атлит, Хайфу, Цфат, Яффу, Аскалон и Кесарию, но всем было понятно, что падение этих городов – лишь вопрос времени. Тем не менее была сделана ещё одна попытка помочь палестинским единоверцам. Уже побывавший в плену у мамлюков французский король Людовик IX 25 марта 1267 года объявил, что снова принимает крест. Вместе с ним в поход собрались три его сына – наследник Филипп (будущий тесть героя нашей статьи), Жан Тристан (родившийся в осаждённой мамлюками Дамиетте) и Петр, а также братья короля – Альфонс (также бывший пленник мамлюков) и Карл I, король Сицилии. О намерении примкнуть к новому (Восьмому) крестовому походу объявили король Наварры Тибо II и английский принц Эдвард. Но, как говорится, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»: выступить в поход Людовик IX смог только летом 1270 года. Между тем Бейбарс в 1265 году нанёс поражение армянам Киликии, которые были союзниками христианских государств Палестины. В 1268 году он захватил Яффу и Антиохию – города, которыми крестоносцы владели 170 лет.
Из Антиохии Бейбарс отправил Боэмунду VI, князю Антиохии и графу Триполи, такое письмо:
«Граф, глава христиан, которому теперь придется довольствоваться титулом графа – да направит его Бог на верный путь, наставляя его следовать добру и вверяя ему сокровище доброго совета – знает уже, как двинулись мы против Триполи и разорили сердце его владычества…
Мы взяли город штурмом в четвертом часу в воскресенье, 4 (числа) высокочтимого рамадана и ужаснули всех, кого ты избрал для его защиты и обороны…
Ты должен был видеть твоих рыцарей, простертых под копытами лошадей, твои дома, в которые врывались мародеры и опустошали грабители; твоих дам, продаваемых по четверо за раз и покупаемых по цене одного динара твоих собственных денег! Видел бы ты твои церкви, с сорванными крестами, листы, выдранные из неверного Евангелия, разрытые могилы патриархов! Видел бы ты твоего врага, мусульманина, топчущего ногами место богослужения, как монахи, священники и диаконы забивались на алтаре; патриархи поражались нежданным несчастьем, и принцы крови уводились в рабство. Видел бы ты, как огонь распространялся по твоим дворцам, как горели ваши мертвецы в огне этого мира перед Огнем уже другого мира, как неузнаваемыми стали твои дворцы, рухнули и разрушены церкви…
Это письмо содержит для тебя хорошую новость, что ты в добром здравии и Бог даровал тебе долгую жизнь, ибо ты в этот момент не обретаешься в Антиохии, но находишься в другом месте. Иначе был бы ты сейчас мертв, пленен, изранен или подвергнут дурному обращению.»
Мы взяли город штурмом в четвертом часу в воскресенье, 4 (числа) высокочтимого рамадана и ужаснули всех, кого ты избрал для его защиты и обороны…
Ты должен был видеть твоих рыцарей, простертых под копытами лошадей, твои дома, в которые врывались мародеры и опустошали грабители; твоих дам, продаваемых по четверо за раз и покупаемых по цене одного динара твоих собственных денег! Видел бы ты твои церкви, с сорванными крестами, листы, выдранные из неверного Евангелия, разрытые могилы патриархов! Видел бы ты твоего врага, мусульманина, топчущего ногами место богослужения, как монахи, священники и диаконы забивались на алтаре; патриархи поражались нежданным несчастьем, и принцы крови уводились в рабство. Видел бы ты, как огонь распространялся по твоим дворцам, как горели ваши мертвецы в огне этого мира перед Огнем уже другого мира, как неузнаваемыми стали твои дворцы, рухнули и разрушены церкви…
Это письмо содержит для тебя хорошую новость, что ты в добром здравии и Бог даровал тебе долгую жизнь, ибо ты в этот момент не обретаешься в Антиохии, но находишься в другом месте. Иначе был бы ты сейчас мертв, пленен, изранен или подвергнут дурному обращению.»
Бюст Бейбарса в Военном музее Каира
Теперь христианские земли Палестины представляли собой узкую прибрежную полосу от Газы до Северной Сирии. В 1271 году Бейбарс планировал изгнать крестоносцев из графства Триполи.
Крест принца Эдварда
24 июня 1268 года Эдвард, его родной брат Эдмунд Горбатый, граф Ланкастера (правда, некоторые утверждают, что свидетельства об уродстве этого принца – фальсификация XIV века, созданная по приказу Джона Гонта), и двоюродный брат Генри Алеманнский официально объявили о решении отправиться в крестовый поход. Вопрос был в деньгах, которых катастрофически не хватало для сборов. Пришлось занять 17 500 фунтов стерлингов у французского короля Людовика IX и собрать с англичан налог в 5 % от их движимого имущества, которым они не облагались с 1237 года. За утверждение этого налога Генрих III согласился подтвердить Великую хартию вольностей.
К Эдварду примкнули также некоторые бароны пока ещё независимой Шотландии. В их числе был Адам де Килконкуар, который погибнет в Акре, а его вдова выйдет замуж за Роберта Брюса 6-го лорда Аннандейл. В этой семье родится будущий король Шотландии, тоже Роберт, который восстановит независимость своей страны, завоёванной Эдвардом I – после смерти этого короля, во время правления его сына Эдварда II. Но шотландские бароны действовали на свой страх и риск, поскольку король Александр III от участия в этом походе благоразумно отказался.
Армию Эдвард собрал небольшую – около тысячи человек, в том числе 225 рыцарей. С Эдвардом отправилась и его жена Алиенора, которая потом в Акре родила дочь. По месту рождения девочка получила имя Джоанна Акко (более известна она как Жанна Английская).
Со своим отрядом Эдвард отплыл из Дувра 20 августа 1270 года. В конце сентября он прибыл в Эг-Мор (французский средиземноморский порт), где узнал, что крестоносная армия уже отплыла в Тунис (в Карфагене она высадилась 17 июля). Добравшись до лагеря крестоносцев, Эдвард узнал, что Людовик IX и его сын Жан Тристан умерли от дизентерии, а с ними – и многие другие знатные господа. Более того, прибывший в Тунис в день смерти Людовика Карл I уже подписал с эмиром мирный договор. Крестоносцы мечтали только об одном – побыстрее убраться из Туниса, и 1 ноября христианская армия отплыла от его берегов. По пути домой погибли ещё около 4-х тысяч человек, в том числе Наваррский король Тибо II, брат Людовика IX Альфонс де Пуатье и его жена Жанна, жена Филиппа III королева Изабелла.
А Эдвард решил отправиться в Акру, чтобы помочь теснимому мамлюками Боэмунду VI. Эту экспедицию английского принца, начавшуюся в рамках Восьмого крестового похода, иногда выделяют в отдельный поход, называя его Девятым.
В следующей статье мы продолжим наш рассказ и поговорим о крестовом походе принца Эдварда Плантагенета.
- Автор:
- Рыжов В. А.