Запрет абортов: как создать машину времени
В конце июня в США, стране всеобщих возможностей, женщины были лишены права распоряжаться своим телом: пятеро из девяти судей верховного суда проголосовали за то, чтобы государство применило к женщинам Конституцию конца XVIII века, в которой они даже не упоминались, не говоря уже о конкретных правах, сообщает Аdevarul.ro.
Историю пишут мужчины. Первый закон, запрещающий аборты в Америке, был принят в 1821 году и уже в середине XIX века применялся на всей территории США. Врачи, медсестры и женщины, требующие этой процедуры, наказывались лишением свободы. Любая информация о контрацепции была запрещена.
В 1965 году в Коннектикуте разрешили противозачаточные средства только супружеским парам. В 1967 году штат Колорадо отменил уголовную ответственность за аборты в случаях изнасилования или инцеста, вслед за Нью-Йорком в 1970 году несколько других штатов легализовали аборты, а в 1973 году женщинам дали право решать судьбу своей беременности. И вот в 2022 году более 64 миллионов женщин в Америке узнают о том, что по решению пятерых мужчин страна, которую считают «компасом демократии», перенеслась на полвека назад словно на машине времени.
Эту будет плохим примером для Европы, считает газета, указывая на то, что на Мальте аборт до сих пор запрещен, а в Польше разрешен только в том случае, если беременность угрожает жизни женщины или является результатом преступления, что трудно доказать перед комиссией, которая переходит все границы абсурда. Согласно опросам, 66 процентов поляков поддерживают легализацию абортов в первой половине беременности. Аналогичная ситуация и в США, но голос народа ни в одной из этих стран не имеет значения.
Тон антиабортным законам в Европе всегда задавала Франция. Кодекс Наполеона 1810 года, скопированный Бельгией и Италией, наказывал за прерывание беременности. Войны ХХ века поспособствовали этой ситуации, а начиная с 30-х годов запрет на аборты был уже тесно связан с расовой и евгенической политикой. В довоенной Германии пропагандировали аборты и стерилизацию в случаях расового смешения, но с 1943 года тех, кто помогал делать аборты «арийским» женщинам, приговаривали к смертной казни. До 70-х годов скандинавские страны — Швеция (1938 год), Дания (1939 год), Финляндия (1950 год) и Норвегия (1960 год) пропагандировали аборты в рамках массовой кампании стерилизации инвалидов и психически больных.
Франция и Италия изменили свою политику в конце 60-х - начале 70-х в ходе мобилизации феминисток, которые противостояли консервативным движениям, защищающим «право плода на жизнь». В результате несколько правительств декриминализовали практику аборта: Западная Германия - в 1974 году, Франция - в 1975-м, Италия - в 1978-м, Испания - в 1985-м, Бельгия - в 1990-м.
1 октября 1966 года Николае Чаушеску указом №770 объявил войну абортам. Генсек КПР мечтал о повышении рождаемости на 20 человек на тысячу жителей и призывал женщин рожать. План провалился. С 1969 года количество рождений ежегодно уменьшалось.
У румынок не было иного выхода, как рожать. ВМС были запрещены, контрацептивы можно было купить только по бешеным ценам либо их вообще не было. Аптекам не разрешалось изготавливать такие средства и давать советы. В итоге женщины вводили себе во влагалище растения, использовали спиртовые тампоны и даже вязальные крючки. Существовали такие методы, как обливание холодной водой, после чего попадали в больницы в тяжелом состоянии.
Бедность, отсутствие электричества, пустые холодильники, холод в домах - вот лишь некоторые из причин, по которым семьи отказывались заводить детей. Официально зарегистрировано 9452 смертей от нелегальных абортов, но кто вел статистику этих сотен и тысяч подпольных вмешательств? Смертность от абортов достигла 2,69 на тысячу в 1986 году и 3,45 на тысячу в 1988 году. В то время как смертность снижалась по всей Европе - в Румынии она выросла в пять раз.
Но диктатор продолжал призывать семьи заводить как можно больше детей, воспитывая «поколение здоровых и крепких румын». Именно эти румыны, рожденные в 70-х, по иронии судьбы вышли на улицы в 1989 году: они хотели носить рваные джинсы и увидеть Запад. Международные организации, работавшие в стране после 1989 года, обнародовали страшную статистику: в более чем 700 детских домах в нечеловеческих условиях содержалось более 100 тысяч брошенных детей.