Турецкий марш: куда переберутся бизнес-эмигранты из Европы
Резкий рост цен на энергоносители в Евросоюзе может привести к релокации бизнеса в другие страны. Ряд компаний уже решили перенести свои производства в США. Интерес для европейских инвесторов представляют и более близкие государства, в частности, Турция.
Трудовые резервы
На протяжении нескольких десятилетий Турция являлась для Европы страной – экспортером дешевой низкоквалифицированной рабочей силы. Западноевропейские страны за счет привлечения трудовых мигрантов ликвидировали дефицит на рынке труда.
В настоящее время в Евросоюзе проживает многомиллионная турецкая диаспора. Например, во Франции обосновались до 500 тыс. выходцев из Турции. Но самая большая турецкая община – в Германии: по разным оценкам, от 2,5 до 4 млн человек. Своими успехами немецкая экономика, являющаяся ведущей в Евросоюзе, обязана не только выгодным контрактам с СССР, а затем с Россией на поставку углеводородного сырья, но в немалой степени и гастарбайтерам из Турции. Анкара не действует себе во вред и продолжает сотрудничество с Москвой в энергетической сфере. Доля России на турецком газовом рынке достигает 40%. В 2021 году Турция импортировала 58,7 млрд куб. м газа, в 2022-м объемы сохраняются примерно на том же уровне. При этом на днях стало известно, что Анкара хотела бы получить скидки и отсрочки в расчетах за поставляемый газ. Об этом в интервью The Financial Times сообщил министр казначейства и финансов Турции Нуреддин Небати. Преференции должны помочь ослабить давление на турецкую лиру и усилить позиции Эрдогана на президентских выборах, которые состоятся летом 2023 года.
В октябре Россия и Турция достигли принципиального соглашения о создании газового хаба – крупнейшего на юге Европы. Помимо России Турция получает голубое топливо из Азербайджана, а в перспективе к поставкам по турецкой «трубе», скорее всего, присоединятся экспортеры Туркмении, Ирана и Ирака. Проекты могут быть реализованы в течение 3–4 лет.
Существенно повысить инвестиционную привлекательность страны власти Турции рассчитывают за счет ввода в эксплуатацию новых генерирующих мощностей, способных обеспечить промышленность дешевой электроэнергией. В следующем году будет запущен первый энергоблок АЭС «Аккую», которую строит «Росатом». Всего блоков четыре.
Какие риски существуют
И все же сегодня есть объективные причины, которые создают негативный фон для инвестиций. Прежде всего крайне высокие темпы инфляции. Рост потребительских цен в Турции в сентябре достиг 83,45% в годовом выражении. В августе этот показатель был на уровне 80,21%.
Эксперты объясняют происходящее особенностями денежно-кредитной политики турецкого ЦБ, который, в отличие от других регуляторов, продолжает играть на понижение ключевой ставки. В результате лира ослабла к американскому доллару на 43% в 2021 году и почти на 30% к концу сентября текущего года. Среди валют развивающихся экономик хуже сегодня дела обстоят только у аргентинского песо.
Еще одно препятствие для инвестиций в Турцию с точки зрения европейского бизнеса – напряженные отношения с Грецией. Конфликт начался не вчера и привел к охлаждению сотрудничества с Евросоюзом. В 2021 году Анкара предприняла шаги по разрядке напряженности, продемонстрировав стремление к дипломатическому варианту решения спорных вопросов. Однако в конце августа этого года ситуация вновь обострилась. Поводом послужили действия греческой системы ПВО, захватившей радаром ЗРК С-300 турецкий истребитель F-16, который в тот момент совершал полет над Эгейским морем.
Разногласия по принадлежности ряда островов и континентального шельфа в восточной части Средиземного моря, морских и воздушных границ между странами – соседями и союзниками по НАТО сохраняются. С точки зрения европейского бизнеса это создает внешнеполитические риски для долгосрочных вложений в турецкую экономику.
Автор – доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова